Появляются интересные подробности проекта "Росатома" по развитию международного транзита через Северный морской путь (СМП). Географически путь из Европы в Азию короче популярного южного маршрута через Суэцкий канал, однако у него есть ряд существенных минусов. Например, ледовая обстановка. Атомщики разработали свой путь решения данной проблемы.
Планы госкорпорации "Росатом", отвечающей с недавнего времени за функционирование СМП, предусматривают три этапа развития трассы. До 2024 года до 80 млн тонн должен возрасти грузооборот. К 2030 году должно открыться круглогодичное судоходство через восточный сектор, где сейчас передвижение возможно летом-осенью в сопровождении ледокола. К 2035 году на базе СМП должен быть сформирован полноценный мультимодальный #транспортный коридор.
Целевые показатели первого этапа выполняются, причем даже с опережением графика, за счёт роста оборота природных ресурсов (в основном, СПГ и нефти). Для реализации второго этапа уже началось строительство сверхмощных атомных #ледоколов типа "Лидер". А вот третий этап пока что представляется самым сложным, поскольку необходимо привлечение зарубежной грузовой базы.
Некоторые подробности развития контейнерного транзита по СМП раскрыл 16 июля в ходе заседания Общественного совета Северного морского пути генеральный директор "Русатом Карго" Александр Неклюдов (запись мероприятия доступна на Youtube).
Компания "Русатом Карго" была создана госкорпорацией "Росатом" в 2019 году в том числе для развития морских грузоперевозок по Северному морскому транзитному коридору (СМТК), включающему в себя СМП.
Как следует из выступления Александра Неклюдова, работать СМТК должен следующим образом. На Северо-Западе и Северо-Востоке страны, предположительно, в Мурманске и на Камчатке будут созданы два перевалочных портовых хаба. Контейнерные грузы к ним будут доставляться на обычных контейнеровозах, работающих на международных морских линиях. Между двумя хабами, включая наиболее сложные с ледовой точки зрения участки СМП, будут работать специально для этого спроектированные и построенные суда-контейнеровозы высокого ледового класса.
Для строительства такого флота в настоящее время уточняются параметры и выбираются #верфи. Эта работа должна быть завершена к концу 2020 года, а дальше начнётся проектирование и подготовка к строительству. Серия пилотных арктических контейнеровозов должна быть готова к 2024 году. По результатам работы пилотной серии будет вестись строительство основного флота.
Технические характеристики новых судов пока остаются в тайне, за исключением того, что они должны иметь ледовый класс Arc7. Ранее проходила информация, что такие суда могут оснащаться ядерной энергоустановкой. Впрочем, судя по текущему опыту эксплуатации атомного лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть", пока что это представляется маловероятным по экономическим причинам.
Интересно, что контейнеровозы ледового класса Arc7 на Севморпути уже работают. В составе флота компании "Норильский никель" действуют пять контейнеровозов ледового класса Arc7 типа "Арктический экспресс". При дедвейте 18 тыс. тонн и длине 169 м контейнеровместимость такого судна достигает 718 TEUs.
Если с флотом более-менее понятно, то откуда на СМТК возьмутся контейнеры? По данным "Русатом Карго", необходимую грузовую базу должен обеспечить стратегический иностранный партнер. Сделка ещё не заключена, но известно, что переговоры ведутся с международным оператором DP World (ОАЭ) и Creon Group.
Переговоры идут не первый год, сторонам явно есть, что обсуждать. По планам "Росатома", к 2024 году в рамках пилотной эксплуатации грузооборот по СМТК должен составить 8-10 млн тонн в год. Для сравнения, в 2019 году объём #транзита по Севморпути едва достиг 0,7 млн тонн.