Лето, судя по всем признакам, будет жарким и сухим. Это означает, что проблема лесных пожаров вновь встанет в полный рост. В прошлом месяце общая площадь тайги, объятой пламенем, кратно превосходила показатели 2019 года. Объективно ради отметим, что горит не только Россия. Так, минувшей зимой, когда у «антиподов» в другом полушарии лето, пылали Австралия и Бразилия.
Это общая беда, но ее решение открывает некоторые возможности, которые нашей стране не стоит упускать.
Во всем мире растет спрос на самолеты-амфибии, приспособленные для тушения лесных пожаров. На данный момент вне конкуренции по своим характеристикам являются российские Бе-200 «Альтаир». Что говорить, их с удовольствием покупают даже в США. После страшных калифорнийских пожаров 2018 года американская компания Seaplane Global Air Services подписала контракт на закупку 10 отечественных самолетов-амфибий.
Экспортный потенциал Бе-200 «Альтаир» сегодня огромен. 10 лет назад он получил сертификат Европейского агентства по безопасности полётов (EASA), что открыло ему доступ на зарубежные рынки. В своей противопожарной модификации гидросамолет способен за 15 секунд набрать 12 тонн воды, которые команда, состоящая из двух пилотов, может сбрасывать одновременно или частями. За время, прошедшее до очередной заправки топливом, Бе-200 при оптимальных условиях в состоянии вылить на очаг возгорания до 240 тонн воды в совокупности. Ни один иностранный конкурент даже близко не стоит рядом с «Альтаиром».
Кроме того, самолет-амфибия имеет хороший потенциал в качестве пассажирского самолета в ряде азиатских стран, изобилующих архипелагами. В зависимости от модификации он может принять на борт от 42 до 72 человек. Иначе говоря, мы имеем достойнейшее детище советской конструкторской школы. Но, несмотря на это, Бе-200 у нас кот наплакал. Почему же так получилось?
Во-первых, специалисты указывают на ошибочность решения по переносу производства гидросамолета из Таганрога в Иркутск. Кадры решают все, а с этим возникала серьезная проблема. Переигрывание решения отняло много ценного времени и ресурсов.
Во-вторых, после разрыва производственных связей с Украиной возникла проблема с силовыми установками. Раньше на гидросамолеты устанавливались турбореактивные двухконтурные двигатели Д-436ТП от компании «Мотор-Сич». После рассматривался вариант с использованием российско-французских SaM146. Но те не очень хорошо себя зарекомендовали на «Суперджетах». К тому же, после введения санкций со стороны Запада был сочтено нецелесообразным теперь зависеть уже от Парижа. Проект ремоторизации Бе-200 на SaM146 был положен под сукно по рекомендации Генеральной прокуратуры, которая сочла его угрозой для срыва оборонного контракта для нужд Минобороны РФ и МЧС.
Теперь в планах устанавливать на «Альтаирах» и иных самолетах отечественные двигатели ПД-10, производные от ПД-14. Проблема заключается в том, что ни та, ни другая силовая установка не запущена в производство, а никаких конкретных сроков разработчик не называет. Раньше или позже их, конечно, освоят, но следует признать, что разрыв производственных связей с Украиной нанес очень серьезный удар по российскому авиастроению.