ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Роботы-водители отнимут рабочие места у миллионов. Так ли это?

Роботы-водители отнимут рабочие места у миллионов. Так ли это?


13-05-2020, 15:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

В прошлой статье (ссылка внизу) в комментариях отдельным доводом постоянно упоминалась неизбежно надвигающаяся роботизация водительского места. Да, надвигается. Яндекс бьет копытом и договаривается выпустить машины уже без инженера в кабине. В 2024 клянутся, что будут готовы к первым коммерческим перевозкам. 

rJNh3DIztbyjqUF4u7ZUrAxF-gj-XfK-st_QmlBi

(Ссылка внизу)

На первый взгляд, будет ужас-ужас. Пять миллионов (см. ссылку) рабочих мест одномоментно освободятся, и миллионы здоровых крепких мужиков, оставшись без средств к существованию, породят просто революционную ситуацию. Но это на первый взгляд. Если же немного присмотреться, то начинаешь понимать, что, во-первых, ОДНОМОМЕНТНО это произойти просто не может, а во-вторых не совсем понятно о каких миллионах идет речь. 

Ниже перечень соображений в относительном беспорядке, с которыми можно и нужно поспорить. У меня минимум статистики по каждой группе водителей. И это проблема. Потому что только разобрав водителей “на кучки” можно понять истинную ситуацию. Ниже упоминается статистика отдельно по такси и каршерингу. По остальным статистику не нашел/не искал, да и сомневаюсь в ее точности.

***

Водители спецслужб: скорая, пожарная, милиция и т.д.. Это “пилоты истребителей”. Доверить гонять по встречке роботу? Лет через двадцать если только, с появлением пассажирских квадрокоптеров.

Водители спецтехники. Ну ок, привез робот автомобильный кран в нужное место, а дальше? Крановщик приедет к этому месту на роботакси? Серьезно?

Водители школьных автобусов. Сложно представить ораву детей под присмотром только лишь видеокамер на транспорте, объекте повышенной опасности.

Личные водители руководителей в том числе являются: “психологами”, охранниками, носильщиками, секретарями, помощниками и т.д.

Необходимость участия водителя в процессах погрузки-разгрузки при доставке грузов. Утконос по два человека ездит, и оба в поте лица таскают продукты.

Водители опасных грузов (бензовозы, негабарит и т.д.). Как скоро нормативные акты доберутся до этой области?

Большое количество водителей такси сравнительно недавно севших за руль и на временной подработке. Раньше же они чем-то занимались? Наверное, на новом месте им лучше, раз они сели за руль, но это не значит, что они не могут вернуться на старое место.

Большое количество водителей временных трудовых мигрантов, эффект потери этих рабочих будет “размазан” между несколькими странами. 

Водителей такси на текущий момент порядка 600 000 человек в России (ссылка внизу). Вроде как их мы их в первую очередь собираемся замещать роботами, но это 600 тысяч, а не 5 миллионов. 

Опять про такси. Регулярно такси пользуются люди которым нужна помощь при посадке-высадке. Немногие отправят свою престарелую бабушку на роботакси. Во всяком случае в первые несколько лет после появления этой технологии.

Каршеринг тоже интересный пример. По данным автостат.ру на конец 2019 года было 27 тысяч автомобилей каршеринга всего в России. Отразилось это на рынке труда водителей? Наверное, да. Вот прям сильно отразилось? Наверное, нет.

Процессы изменений растянутые лет на 20 -- это время смены поколений. Большинство кому, действительно, угрожают эти технологии (в силу возраста и нежелания переучиваться), счастливо и спокойно уйдут в свое время на пенсию и будут нянчить внуков.

***

Все соображения выше убеждают меня, что робоводители -- это просто популярная страшилка. Да, оглядываясь назад через двадцать лет, мы скажем: “все принципиально изменилось, водителей осталось всего миллион человек”. Но темп изменений в каждый момент времени будет такой, что для абсолютного большинства он пройдет незаметно. Как это было с появлением сотовой связи и много еще чего.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Вернуться назад