Сегодняшний материал первый, в котором мы будем говорить об экономике России. А так как он вводный, то начнем мы с самого верха «проблемы». Потому, что, не разобравшись в главном, бесполезного говорить о частностях.
В 2019 году рост ВВП России составил по разным предварительным оценкам составил от 1,3 до 1,9%. В 2018 году рост ВВП был на уровне 2,5%. При этом, по прогнозу Банка России и в 2020 году не ожидается никаких принципиальных изменений, и рост ВВП страны ожидается на уровне чуть больше 2%, и эту ситуацию экономисты уже окрестили термином «стагнация экономического роста».
И это ее главная проблема, причем носит она именно системный характер.
Необходимое уточнение: Сегодня часто будет употреблено слово "Национальные проекты". И оно было употреблено в более широком, а не буквальном смысле котнкретных нацпроектов. Ведь проблематика российских нацпроектов она точно такая же, как и в госпроектах по развитию "национальной" российской промышленности.
Почему Россия так зависит от национальных (государственных) проектов в экономике
Мы сегодня не будем говорить о тех проектах, целью которых является качественное улучшение человеческого капитала (поговорим обязательно, но не сегодня). Мы будем говорить о проектах в экономике и инвестициях, в них вкладываемых.
Момент первый. Режим санкций сковывает экономический рост. Да, с точки зрения импортозамещения в критически-важных отраслях экономики, режим санкций для России в среднесрочной и долгосрочной перспективе благо, но с точки зрения роста ВВП, конечно зло. А отсюда и отношения разных людей к их оценке. Когда оценивают появление новых производств всегда говорят о плюсах, когда смотрят на цифры роста ВВП вспоминают о минусах.
Может возникнуть вопрос, как же так, ведь новые производства должны создавать добавочный рост, ведь они возникают в довесок к существующим. Да, все так и было бы, если бы инвестиции, которые правительство централизовано вкладывает в их развитие не были бы забраны с этих самых других секторов. Не будь санкций, вместо них пришел бы частник свой или иностранный, но когда инвестресурс ограничен надо выбирать куда вкладывать.
То есть в стране, ограниченной в доступе к иностранным инвестициям, особенно в те отраслях, где они крайне важны, происходит просто их перераспределение, причем с обязательной потерей эффективности. Ведь не случайно же до режима санкций никто не вкладывался в развитие этих самых недоразвитых (или потерянных после распада Союза) в России отраслей. Но для выживания страны они нужны, и это в свою очередь не может не тормозить страну в целом.
Момент второй. А откуда он берется этот самый внутренний инвестиционный ресурс. В России сегодня значительную часть инвестиционных средств аккумулируется через системы акцизов и сборов. И дают их предприятия добывающих отраслей. В первую очередь нефтегазового комплекса. Ведь это именно они не только формируют значительную часть бюджета страны, но и позволяют наполнять национальные фонды развития, которые и стали главным источником инвестиционного ресурсов в стране через систему национальных проектов.
А отсюда и национальные проекты, как основной драйвер роста (причем, комплексный). И стагнация этого самого роста, во многом следствие неэффективной работы чиновничьего аппарата, отвечающего за их реализацию и регулярно срывающего сроки выполнения работ по ним.
Вот как раз и ответ, почему в первую очередь Мишустин занялся нацпроектами.
А еще, теперь должно быть понятно, почему руководство России, вопреки выгодам для многих российских отраслей режима санкций, делает сегодня все, чтобы его как минимум ослабить и восстановить нормальные отношения хотя бы с Европой.
Полная текстовая версия: https://ukraineworld.info/ru/m...