ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > После "платы за косяки" из дивидендов Транснефти правительство решит судьбу компании

После "платы за косяки" из дивидендов Транснефти правительство решит судьбу компании


29-05-2019, 13:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Отказ Минфина "платить за косяки" поставщиков "грязной" нефти в нынешней ситуации роли не сыграет – нужно быстро сгладить последствия конфликта. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ имени Плеханова, профессор, доктор наук Валерий Масленников.

Силуанов высказал позиции Минфина по "плате за косяки" Транснефти

Силуанов высказал позиции Минфина по "плате за косяки" Транснефти
duma.gov.ru / Государственная Дума РФ

"Глава Минфина заботиться о сохранении доходов бюджета – это его работа и такую позицию можно понять. Однако она выпадает из общей концепции, которую российское руководство реализует, чтобы устранить последствия загрязнения нефтепровода "Дружба" хлоридами. Главная задача сейчас – минимизировать репутационные потери, которые Россия уже несет. Для этого нужно выплатить компенсации пострадавшим государствам и убедить их, что меры приняты и подобные ЧП никогда не повторятся.

Вопрос как наказывать руководство "Транснефти" и что делать с компанией за инцидент, безусловно, тоже на повестке дня. Но он вторичен. Основная задача – ликвидировать потенциальные проблемы в отношениях с партнерами по "Дружбе" и наладить поставки. Для этого государство вполне может выплатить компенсации за счет дивидендов "Транснефти" и задействовать другие варианты. Ничто не мешает впоследствии эти деньги компенсировать за счет виновной компании", - отмечает аналитик.

Первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов назвал неправильным, чтобы "государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти". По его мнению, возможное снижение порога дивидендов "Транснефти" из-за проблем с поставками по трубопроводу "Дружба" из-за выплаты компанией компенсаций означает фактически использование госредств. "Это бюджетная компенсация за недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства", - счел он.

"Сейчас переложить всю проблему на "Транснефть" нельзя – инцидент с хлоридами в "Дружбе" вышел на высокий межгосударственный уровень, он далеко за рамками отношений бизнес-компаний стран-партнеров. Репутационные риски для России остаются высокими, а потери до конца не реализованы. И расплатиться дивидендами компании за ее ошибку – самый простой и быстрый на данный момент способ. Следующий шаг – действия уже в отношении самой компании.

Инцидент с нефтепроводом "Дружба" уже пытаются перевести в политику, а этого нельзя допустить. Ряд государств Европы при поддержке США много лет навязывали общественности тезис, что Россия якобы ненадежный поставщик углеводородов и невыгодный бизнес-партнер. На фоне ЧП с нефтью в "Дружбе" эти разговоры вновь пытаются развязать. И тут репутация важнее денег – снять все вопросы и оставить инцидент в прошлом Москва заинтересована как можно скорее", - подчеркивает эксперт.

Выводы и последствия

Проблемы с некачественной нефтью начались в конце апреля. Загрязненное сырье поступало по трубопроводу "Дружба" в Белоруссию, Польшу, Словакию, Венгрию и на Украину. Как считает следствие, плохая нефть попала в трубопровод по вине частной компании, терминал которой находится возле магистральной ветки "Самара – Унеча". По оценкам Минэнерго, суммарный ущерб от ЧП составит не более $100 млн. Предположительно загрязнено не менее 5 млн тонн нефти.

ЧП на нефтепроводе "Дружба" вышло на высокий межгосударственный уровень

ЧП на нефтепроводе "Дружба" вышло на высокий межгосударственный уровень
wikipedia.org / участник Водник

Министр энергетики Александр Новак 27 мая сообщил, что вопрос о снижении дивидендов "Транснефти" за 2018 год до менее 50% от чистой прибыли изучается. По его словам, окончательное решение примет правительство. Перед этим вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявлял, что правительство при решении вопроса о дивидендах "Транснефти" намерено учесть выплаты компанией компенсаций из-за загрязнения нефти в экспортном трубопроводе "Дружба", которое привело к остановке транзита в Европу.

"Приходится сразу смириться с тем, что быстро замять ситуацию не получится – геополитические противники России еще долго будут припоминать случившееся на различных площадках. Однако их аргументы потеряют вес ровно в тот момент, кода на фоне возобновленных поставок качественной нефти последний из недовольных государств-партнеров получит компенсации и заявит, что инцидент исчерпан.

После чего правительству предстоит решить вопрос уже с самой "Транснефтью" – то, что произошло, выльется в определенные решения. В том числе кадровые – по поводу топ-менеджмента компании, которое не смогло предотвратить загрязнение нефти. Вероятно, будут и структурные реформы. Само участие государства в такого рода компаниях требует пересмотре – об этом уже несколько лет говорят на экспертном уровне.

Наличие независимых директоров в компании, поставляющей стратегический для российской экономики товар, привело к крайне неприятному инциденту, последствия которого вынуждено расхлебывать государство. Очевидно, что роль государства неизбежно в подобных предприятиях нужно усиливать.

Все разговоры, что государство якобы плохой менеджер, опровергаются самой жизнью. И либеральная модель управления компаниями-поставщиками чревата рисками, которые может нивелировать только госуправление", - заключает Валерий Масленников.


Вернуться назад