ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > 5 отраслей промышленности, исчезнувших за время правления 5 президентов Украины

5 отраслей промышленности, исчезнувших за время правления 5 президентов Украины


2-04-2019, 16:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Москва, 2 апреля - "Вести.Экономика". 21 апреля 2019 г. состоится второй тур президентских выборов на Украине. Вновь избранный президент будет управлять государством в течение следующих пяти лет.

Глава государства будет управлять страной, в которой за последние годы была практически разрушена промышленность.

Ряд важных отраслей практически перестали существовать за последние 20 лет. Удастся ли новому президенту восстановить их, покажет время.

Ниже мы расскажем о 5 главных отраслях промышленности, которые исчезли за время правления 5 президентов Украины.

Космическая промышленность

Фото: Wikimedia

В период с 1991 г. предприятия ракетно-космической отрасли Украины участвовали в создании четырех новых космических ракетных комплексов: "Морской старт", "Наземный старт", "Днепр" и Antares. Украина участвует в разработке разгонных блоков для грузовых ракет в проектах НАСА и Европейского союза и строит для них блоки ракет.

Однако очень многое из космической инфраструктуры отсутствует, например нет собственного космодрома. Также у Украины фактически отсутствуют космические аппараты на орбите (за исключением двух студенческих наноспутников PolyITAN-1 и PolyITAN-2).

21 мая 2015 г. была утверждена космическая программа Украины на период до 2022 г., в соответствии с которой в 2015-2022 гг. планируется запуск шести космических аппаратов ("Лыбидь", "Лыбидь-2", "Сич-2-1", "Сич-2М", "Сич-3" и "Ионосат").

Как отмечают эксперты, госфинансирование космической отрасли постепенно сокращается. В госбюджете-2019 объем финансирования космической отрасли сокращен на 14% до 2,13 млрд гривен (около $80 млн).

Иакже отмечается, что в 2014 г., после того как Крым вошел в состав России, Украина потеряла станцию управления и космической связи в Евпатории.

Не обошли стороной эту отрасль и коррупционные скандалы. Так, в начале текущего года Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) заподозрило экс-главу "Укркосмоса" в отмывании $8 млн, предназначенных для проекта спутника "Лыбедь".

Детективы бюро считают, что с 2011 по 2017 гг. за границу были выведены $8 млн, из выделенного канадским правительством для строительства на госпредприятии "Южмаш" первого украинского коммуникационного спутника "Лыбедь" кредита размером $292,4 млн. Запуск был сорван, с 2011 г. он постоянно откладывается.

 

Авиация

Фото: Wikimedia

Промышленная инфраструктура отрасли досталась Украине после распада СССР. Это была разветвленная сеть предприятий, способных производить конечный продукт — транспортные и пассажирские самолеты, а также различные комплектующие — авиационные двигатели, авионику и многие другие типы авиационных комплектующих, в том числе и для предприятий, оставшихся на территории других стран бывшего СССР (в основном России, например, производитель газотурбинных двигателей "Мотор Сич").

Производственная база и возможности промышленности постепенно уменьшались, локализовавшись в основном вокруг предприятий, сотрудничавших с российской авиационной промышленностью. С 2014 г. авиапром Украины пребывает в кризисе.

Так, с 2015 г. не произведено ни одного серийного самолета.

В 2017 г. кабинет министров Украины принял постановление о ликвидации авиастроительного концерна "Антонов".

Ранее, в марте и июне 2015 г., госпредприятие "Антонов", Харьковское государственное авиационное орденов Октябрьской революции и Трудового Красного знамени производственное предприятие и государственное предприятие "Завод 410 ГА" вышли из состава концерна "Антонов" в госконцерн "Укроборонпром".

Отмечается, что за все время независимости Украины в стране не было серийного производства самолетов. Причиной этому называют нехватку финансирования, а также неграмотное управление.

Кораблестроение

Фото: Wikimedia

В советское время Украинская ССР была флагманом военного и гражданского кораблестроения. С независимостью республики в отрасли начали появляться проблемы.

Власти страны пытались возродить сектор. Так, в июне 2011 г. в Москве была подписана "Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2020 годы", часть которой была посвящена как раз сотрудничеству в области кораблестроения.

В частности, предполагалось создание совместных предприятий и эффективное сотрудничество в водах Черного и Азовского морей.

Тем не менее весной 2018 г. украинская власть отказалась от этой программы.

Если раньше город Николаев считался главным центром кораблестроения Советского Союза, то сегодня три основных его предприятия - "Черноморский судостроительный завод", ГП "Судостроительный завод им. 61 коммунара" и "Николаевский судостроительный завод "Океан" - практически простаивают. Хотя менее 30 лет назад каждый из них спускал на воду десятки полнокомплектных судов в год.

Отмечается отсутствие государственных заказов по судостроению и ремонту, в связи с чем растут долги по зарплате.

Осенью 2014 г. Николаевский судостроительный завод был привлечен к выполнению военного заказа: для Вооруженных сил Украины был начат выпуск переносных "печей-буржуек".

Тем не менее это не решает проблему. В целом эксперты отмечают крайне тяжелое положение отрасли в целом.

Станкостроение

 

После развала СССР Украина, как и во многих отраслях в то время, имела впечатляющий потенциал, в том числе и в области станкостроения.

Главной специализацией украинского станкостроения было изготовление станков токарной группы. При этом предприятия УССР производили почти всю станочную номенклатуру: фрезерные, агрегатные, шлифовальные, деревообрабатывающие станки, которые тысячами расходились по всему миру.

Однако за годы независимости предприятия либо перестали существовать, либо сменили род деятельности.

Все оставшиеся заводы, которые когда-то выпускали уникальную продукцию, сегодня либо совсем прекратили выпуск профильной продукции, либо изготавливают на кустарном уровне несколько станков в год по отдельным заказам. Серийного станкостроительного производства на Украине давно нет.

При этом те предприятия, которые производят хоть что-то, с основном поставляют свою продукцию на экспорт, так как на внутреннем рынке она не востребована.

Основными партнерами украинских предприятий до недавнего времени были Россия и Белоруссия, так как конкуренция с западными аналогами украинским товарам не под силу. Однако после 2014 г. отношения с Россией начали ухудшаться, что не могло не сказаться и на торговых отношениях.

Автомобилестроение

Фото: Wikimedia

В прошлом ежегодное производство автомобилей в УССР составляло до более 200 тыс. в год (2-е место в СССР после РСФСР и условно 12-е место в Европе) и до более 400 тыс. в постсоветской независимой Украине (2-е место на постсоветском пространстве после автопрома России и 11-е место в Европе среди стран, производящих автотранспортные средства), однако в последние годы выпуск автомобильной техники резко упал до считанных тысяч в год.

Эксперты отмечают резкое снижение объемов крупноузловой сборки на заводе "Еврокар" (Закарпатская область), который является единственным работающим предприятием легкового сегмента украинского автопрома.

Еще в конце прошлого года заместитель главы "УкрАВТО" по производству Олег Папашев заявил, что крах автомобилестроительных предприятий на Украине неизбежен.

По его словам, несмотря на все попытки "УкрАВТО" и "Запорожского автомобилестроительного завода" (ЗАЗ) сохранить данную отрасль в стране, это невозможно в условиях, когда власть работает на увеличение импорта автомобилей, а не развитие собственного производства.

Папашев отметил, что "УкрАВТО" неоднократно обращалось к властям с просьбой принять меры для возрождения отрасли, но безуспешно. И это при том, что ЗАЗ готов по-прежнему производить современные автомобили, имеет специалистов и оборудование.
Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/117188?page=5

Вернуться назад