ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > "Рычаг воздействия" на авиакомпании ограничит рост цен на авиабилеты

"Рычаг воздействия" на авиакомпании ограничит рост цен на авиабилеты


31-03-2019, 14:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Минфин, Минэнерго, Минтранс и ФАС в апреле представят свои предложения по ограничению роста цен на стоимость авиабилетов и авиатоплива. Отрасль нуждается в серьезной перестройке, считает авиаэксперт Дмитрий Адамидов, предлагая запустить программы субсидирования ставок для авиакомпаний или перейти на их финансирование через институты развития. Такой подход позволит получить «рычаг воздействия» на авиаперевозчиков в вопросе стоимости перелетов.

Минфин, Минэнерго, Минтранс и ФАС в апреле представят свои предложения по ограничению роста цен на стоимость авиабилетов

Минфин, Минэнерго, Минтранс и ФАС в апреле представят свои предложения по ограничению роста цен на стоимость авиабилетов
pixabay.com / PD

Причины роста цен на авиабилеты

Правительство РФ поручило Минфину, Минэнерго, Минтрансу и ФАС провести мониторинг цен на авиабилеты и авиационное топливо. По итогам мониторинга ведомства должны до 26 апреля представить правительству предложения о том, как не допустить существенного роста цен на авиабилеты и авиатопливо.

Напомним, что ранее в российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обращали внимание на значительный рост цен на перелеты в экономклассе за два месяца 2019 года. Он составил 7,5%, что оказалось в три раза выше, чем за весь прошлый год.

«Основная причина роста цен на авиаперевозки связана с системой регулирования отрасли. У нас свободное ценообразование, поэтому и сами авиакомпании, и нефтяные компании, поставляющие им керосин, ориентированы на получение прибыли. Соответственно там, где они могут с потребителей взять денег, они свой шанс не упускают. Пока сложившаяся система не подвергнется изменениям, ничего не поменяется, и цены продолжат расти.

Сейчас правительство в ручном режиме как-то пытается ограничить одну из возможных лазеек для роста цен, но поскольку их довольно много, то закрыть все лазейки крайне сложно. Для кардинального изменения ситуации в отрасли ручного управления недостаточно, необходимо менять и налоговую систему, и систему ценообразования, и подход к финансированию отрасли», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Среди основных причин роста цен на перелеты эксперты называют выросшие расходы авиакомпаний на топливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, курс рубля и увеличение инвестиций в содержание авиапарка и приобретение новых самолетов. Адамидов соглашается, что большинство из этих факторов оказывает непосредственное влияние на стоимость перелетов. Бизнес-модель в отрасли такова, что все затраты в итоге перекладываются на потребителя.

Основная причина роста цен на авиаперевозки связана с системой регулирования отрасли

Основная причина роста цен на авиаперевозки связана с системой регулирования отрасли
pixabay.com /

Меры по стабилизации цен на авиаперелеты

«Ситуация могла быть лучше, если бы не изменения, связанные с налоговым маневром. Нефтяные компании неоднократно говорили, что установленные правила игры на длительный срок позволяют более ответственно подходить и к инвестициям, и к ценообразованиям. Сейчас цены растут еще и потому, что появился спрос. Авиаотрасль пытается взять с пассажира ровно столько, сколько он может заплатить. Появился спрос – сразу начинают повышать цену билетов, как только видят, что самолеты улетают полупустые – снижают.

Еще одна проблема связана с кредитованием. Авиакомпании платят двухзначную ставку за лизинг и за свои кредиты, поэтому вынуждены компенсировать издержки. Если бы удалось запустить программы субсидирования ставок для авиакомпаний или перейти на их финансирование через институты развития при поддержке ЦБ, то правительство смогло получить «рычаг воздействия» на авиаперевозчиков в вопросе стоимости перелетов», - считает Дмитрий Адамидов.

Среди других вариантов поддержки игроки рынка предлагают властям предоставить авиакомпаниям единовременную субсидию в объеме несколько десятков миллиардов долларов, увеличить коэффициент обратного акциза на керосин, бессрочно обнулить НДС на полеты в обход московских аэропортов и точечно поддержать региональные перевозки за счет бюджета.

В Минтрансе подобные меры частично поддерживают, в частности предлагая Минфину обнулить ставку НДС вообще на все внутренние авиарейсы, включая московские. Но главное для правительства после мониторинга цен определиться с ответом на ключевой вопрос – сохранить ли цены на текущем уровне за счет увеличения субсидий в отрасль, либо отдать балансировку цен на откуп рынку, что так или иначе выразится в росте цен.


Вернуться назад