Москва, 27 марта - "Вести.Экономика". Компания Ford, один из самых крупных инвесторов в российский автопром с высокой локализацией автопроизводства, 27 марта объявила о сокращении операций в России. Производство легковых автомобилей будет закрыто, останется только сборка популярных фургонов Ford Transit.
Фото: ТАСС
В среду Ford объявила о передаче контроля в СП "Ford Sollers": российская компания Sollers будет владеть долей 51% в уставном капитале совместного предприятия.
Ford завершит производство в РФ пассажирских автомобилей к концу июня 2019 г. и закроет два автомобильных завода в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завод двигателей в ОЭЗ "Алабуга" (г. Елабуга).
В 2011 г. Ford Motor Company, один из трех гигантов американского автопрома, создала совместное предприятие с российской компанией Sollers в долях "50 на 50". Всего лишь за несколько лет СП "Ford Sollers" полностью локализовало производство 7 моделей на 4-х заводах с собственным R&D-центром для адаптации и локализации моделей Ford.
Компания Ford инвестировала $1,5 млрд в российский автопром, включая производство пяти моделей Ford, запуск нового завода по производству двигателей, инвестиции в который составили $275 млн, и локализацию производства 300 компонент.
СП Ford Sollers выпускает 7 моделей: Ford Focus и Ford Mondeo на заводе во Всеволожске под Санкт-Петербургом; Ford Explorer, Ford Kuga и линейку коммерческих автомобилей Ford Transit по технологии полного цикла в Елабуге; Ford Fiesta и Ford EcoSport в Набережных Челнах.
На заводах работает около 3,7 тыс. человек. "Штат сотрудников будет сокращен по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций", - отмечается в заявлении Ford.
Почему Ford не прижилась в России
На рынке сразу же поспешили заявить, что компания Ford проводила неправильную ценовую политику, а сам американский автопроизводитель объяснил свой частичный уход из России общей реструктуризацией бизнеса в Европе.
Но это не самое главное. Российский рынок один из крупнейших в Европе и обладает огромным потенциалом. В России есть заводы и Hyundai, и VW, и Toyota, но Ford, сделав ставку на массовость, некоторые модели которой иногда называли "американскими жигулями", наладила в РФ производство моделей с небольшой рыночной перспективой. Американский автогигант недооценил предпочтения российских покупателей и надеялся на быстрый возврат прибыли с вложенных денег.
Но не получилось.
Доля Ford на российском рынке не уменьшалась с каждым годом и сохранилась на уровне 3% по итогам 2018 г., как и в предыдущие годы, согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
"АвтоВАЗ" по итогам 2018 г. сохранил одну пятую рынка за собой, а, например, доля другой народной марки - Skoda - группы VW выросла до 4,5% с 3,9% в 2016 г., доля Hyundai - 10%, как и в 2017 г. (в 2016 г. - 10,2%), Kia - выросла до 12,6% с 11,4% (10,5% в 2016 г.).
По итогам 2018 г. продажи Ford выросли в 2018 г. в России на 5,7% до 53,234 тыс. машин. Но первые два месяца 2019 г. оказались неудачными для российского рынка, и продажи Ford в России упали на 50%, а доля - до 1,8% с 3,2% годом ранее.
Ранее ВЭБ прокредитовал совместное предприятие почти на 40 млрд руб., а сейчас в целом российский рынок вновь сползает в застой после двух лет роста, и Ford решила зафиксировать убытки и разобраться с долгами.
В то же время "АвтоВАЗ", лидер российского автопрома и рынка "народных" моделей, прошел через годы мучительной модернизации, меняя иностранных менеджеров и дизайнеров. В линейке российского автогиганта стали появляться регулярно новые модели. В итоге "АвтоВАЗ", постоянно учитывая предпочтения рынка, сумел удержать свою долю на рынке в годы кризиса, когда падали продажи автомобилей.
В целом альянс "АвтоВАЗ", Renault и Nissan оказался успешным. Синергия помогла сохранить популярность и российских, и французских, и японских моделей.
Не спали и другие автопроизводители. Дизайн южнокорейских автомобилей создавал впечатление более дорогих машин, чем было указано на ценниках. Продуманная конструкция хорошо соответствовала российским условиям. Это помогло укрепить популярность южнокорейских брендов.
Санкции усложнили перспективы Ford в России, а затем и в ЕС после начала торговой войны.
Но Ford не первый, кто сворачивает производство в Европе и России. Американским автопроизводителям сложно угадать предпочтения европейцев. В августе 2017 г. концерн General Motors, еще один участник "Большой тройки" американского автопрома, после многолетних убытков объявил о продаже французской PSA Group собственного европейского подразделения, выпускавшего Opel и Vauxhall. GM на третий год 4-летнего падения российского авторынка в 2015 г. остановил завод в Санкт-Петербурге, сборочные линии в Калининграде и Нижнем Новгороде. В итоге легковых машин GM в Европе и России стало меньше. А в июне 2018 г. Fiat Chrysler Automobiles (FCA) объявила о новой стратегии компании: бренд Fiat планируется вывести с рынков Северной Америки и Китая, а бренд Chrysler сосредоточится на Северной Америке. Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/116914
Вернуться назад
|