Судоходство по Северному морскому пути (СМП) является важнейшим способом транспортировки сжиженного природного газа из различных терминалов и мест добычи в российские порты. Такие проекты как «Ямал-СПГ» и вовсе выстраивают свою инфраструктуру и рассчитывают на коммуникации, основа которых – навигация по СМП. Однако сегодня некоторые компании жалуются, что в правительстве РФ до сих пор не решили вопрос с каботажем углеводородов по Северному морскому пути.
У Северного морского пути свои правила
Каботаж – плавание коммерческих грузовых или пассажирских кораблей между морскими портами одного и того же государства. В данный момент в России по СМП он до сих пор не разрешён для ледокольных газовозов проекта «Ямал СПГ». Причина – подавляющее число судов, которые собираются использовать в НОВАТЭКе, являются иностранными.
Напомним, 30 декабря 2018 года в России начали действовать поправки к Кодексу торгового мореплавания РФ. В соответствии с ними, каботаж по Северному морскому пути судов иностранного производства и принадлежности запрещён, т. е. ходить по этому маршруту могут только корабли с российским экипажем и флагом.
Проблема в том, что из-за таких поправок НОВАТЭК, по крайней мере, так утверждает его глава, может де-факто использовать только 1 из 15 газовозов для навигации между Сабеттой и комплексами по перевалке сжиженного газа в Мурманске и на Камчатке. Конечно, оба терминала ещё строятся (должны быть готовы к 2022 году), но сроки уже поджимают.
Глупая бюрократия или реальные уступки правительства?
Ещё в августе 2018 года НОВАТЭК обращался в Минтранс с просьбой дать ему право пользоваться иностранными судами, поскольку российские ещё только строятся, а СПГ уже через пару лет нужно будет перевозить в больших объёмах. Выглядит так, будто правительство РФ сознательно выставило преграду для транспортировки сжиженного газа по Северному морскому пути, не так ли? Но так может показаться, только если смотреть на ситуацию с позиции НОВАТЭКа, мотивация которого в принципе довольна логична – сэкономить везде, где только можно и получить наибольшую прибыль.
На практике же Минтранс предложил оптимальное решение и пошёл на серьёзные уступки, причём не только для одной компании, а для всех, кого интересует каботаж СПГ по Северному морскому пути. Если говорить сжато, то Россия теперь разрешает иностранным собственникам зарегистрировать принадлежащий им корабль в Российском открытом реестре судов, чего раньше, кстати, вообще нельзя было делать. Более того, специально для НОВАТЭКа в Минтрансе разрешили каботаж СПГ для танкеров Arc7 проекта «Ямал СПГ», поскольку эти суда были заложены ещё до принятия закона.
Зачем РФ вообще ввела этот закон?
В итоге проблема уже не кажется такой ужасной. Да, иностранным судам нельзя перевозить углеводороды по СМП, но кто мешает зарегистрироваться и использовать российский флаг?
Зачем Москва вообще этот закон приняла? На этот вопрос можно очень ёмко и лаконично ответить другим вопросом. А России всё равно кто, сколько и куда увезёт газа из крупнейших месторождений по Северному морскому пути, в которые она вложила миллиарды долларов? Или всё же лучше позволить заниматься этим только своим судам, которые по закону можно проверять и вести надлежащий мониторинг? Ответ очевиден.
Условия каботажа по СМП простые. Создавайте российские корабли, вносите в реестр иностранные, повесив на них флаг РФ, и спокойно перевозите СПГ. Не хотите тратиться даже не это? Выбора нет. В России теперь такие законы. Кому-то это может показаться преградой для бизнеса в стиле «иностранцам вход запрещён» или даже, что Россия ввела монополию на перевозку арктического СПГ. Но де-факто это лишь здоровое желание государства регулировать важные для экономики процессы.