С принятием закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в стране началась новая эра — эра разумного подхода к потреблению энергоресурсов
Но, как показала практика, критерии «разумности» у всех оказались разными, а сама «разумность потребления» — дорогим удовольствием.
Две дороги, два пути
Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности обе палаты российского парламента приняли в конце ноября 2009 года. В результате к 2020 году энергоемкость производства в России должна снизиться на 40%. По большому счету, документ обозначал два направления работы. Во-первых, повсеместную установку приборов учета ресурсов, во-вторых, мероприятия по повышению энергетической эффективности, начиная с элементарной замены осветительных приборов с ламп накаливания на люминесцентные и светодиодные и заканчивая изменением режимов работы оборудования.
Уже тогда эксперты отмечали, что, несмотря на долгий период разработки закона, получился он довольно сырым, рыхлым и малореальным в смысле сроков исполнения. «Госструктуры оказались не готовы к стремительному введению закона в действие, основная масса подзаконных актов выходила с опозданием от утвержденного графика на 6–9 месяцев, — писал через полтора года после введения закона Тимур Троицкий-Марков, председатель совета директоров Технологического института энергетических обследований, диагностики и неразрушающего контроля «ВЕМО». — Все понимают, что в срок не успеть, и убеждают себя, что авось как-нибудь потом само образуется».
Начать внедрение энергоэффективных решений государство предполагало с установки приборов учета всех потребляемых ресурсов — тепла, горячей и холодной воды, электроэнергии, газа… Как способ упорядочить взаимоотношения потребителей ресурсов и поставщиков, наличие прибора учета, как минимум, позволяет понять, что происходит: либо потребитель платит не за весь полученный ресурс, и надо заставить его платить или умерить аппетиты, либо часть его теряется по дороге от производителя, и решение проблемы находится внутри самих РСО. На эту работу как органам государственной власти и местного самоуправления, так и другим собственникам нежилых помещений отводился целый год «с хвостиком» — «оприборивание» должно было быть завершено до 1 января 2011 года. После дали еще год с новым сроком, если до 1 января 2012 года население не выполнит эту работу самостоятельно, ответственность за реализацию этих положений закона перекладывалась на ресурсоснабжающие организации. Потом пытались решить задачу в принудительном порядке, РСО должны были установить приборы учета за счет потребителя с рассрочкой на пять лет.
На прохождение энергоаудита времени давалось больше: целых три года. Бюджетные организации, сами энергокомпании-поставщики ресурсов и производители, затраты которых на электроэнергию превышали 10 миллионов рублей в год, должны были получить энергетические паспорта до 31 декабря 2012 года.
В принципе, так все и вышло: реализация положений закона хронически отставала от предписанных сроков.
Региональные программы повышения энергоэффективности постоянно подвергались критике: то в них были указаны не все источники финансирования, то не прописаны целевые показатели, то не утверждены формы отчетности… В то же время требования к оформлению программ были разработаны правительством только в 2014 году, через пять лет после вступления закона в силу.
Однако «худо-бедно» с первой частью — установкой приборов учета — регионы справились. Единственный «незакрытый гештальт» — это оприборивание жилого сектора. Установка общедомовых счетчиков тепла и воды не завершена до сих пор, а о причинах можно смело писать диссертацию на стыке экономики, социологии и психологии.
Жизнь честных и нечестных
Чтобы решить проблему, надо сначала найти, в чем ее корень, поэтому первый шаг к повышению энегоэффективности — это проведение энергетического обследования. Когда на предприятие заходит бригада специалистов по энергоаудиту, проводит тепловизионное обследование, чтобы найти утечки тепла, изучает структуру потребления ресурсов, технологии производства, режимы работы оборудования и т.д. Итог их работы — энергетический паспорт предприятия и рекомендации по повышению энергоэффективности. Причем в перечне могут быть как предложения заменить окна на пластиковые, так и переложить сети отопления.
После получения энергетического паспорта обследование должно проводиться раз в пять лет. Эта норма закона практически мгновенно сформировала целый рынок компаний, занимающихся энергоаудитом. Поскольку сроки стояли жесткие, а количество объектов, подлежащих исследованию, измерялось тысячами, за внимание потенциальных заказчиков (и особенно за муниципальные конкурсы) конкурировали и компании, имеющие необходимое дорогостоящее оборудование и квалифицированных специалистов, и созданные «на коленке» малые предприятия, оснащенные бытовыми тепловизорами и набором советов по бытовому энергосбережению. Разумеется, постепенно рынок пришел в равновесие, возникли отраслевые СРО, которые упорядочили взаимоотношения, разработали стандарты и нормативы.
Представители компаний, занимающихся энергоаудитом, в частных беседах оценивают долю «честных» обследований в 30–40%, объясняя это и короткими сроками, обозначенными в законе, и отсутствием у предприятий денег на оплату такой услуги.
Стоимость энергетического обследования — величина не фиксированная, она рассчитывается индивидуально для каждого объекта и зависит от размера обследуемых зданий и помещений, продолжительности, количества задействованных специалистов, затрат на амортизацию оборудования, расходные материалы и т.д.
Примерную стоимость энергоаудита можно оценить, исходя из годовых затрат предприятия на оплату ресурсов. Для малых и средних предприятий она находится в диапазоне от 1% до 6% этой цифры, для крупной промышленности — на уровне 0,25–0,5%. То есть, учитывая масштаб предприятия, стоимость энергоаудита может начинаться от 80–100 тысяч рублей (примерно в такую сумму обходится обследование типового детского сада) и до бесконечности, измеряемой десятками миллионов. Существует и такая услуга, как экспресс-энергоаудит, она стоит порядка 30–40 тысяч рублей и проводится без серьезных инструментальных замеров (бытовой тепловизор здесь вполне подойдет). И в том, и в другом случае предприятие получает энергетический паспорт, а раз так, то зачем платить больше?
Второй вопрос — стоимость мероприятий по повышению энергоэффективности. Если замена лампочек — процедура сравнительно не затратная, то перенастройка оборудования или перекладка инженерных сетей — уже дорогое удовольствие, и далеко не каждой компании эти процедуры принесут реальную выгоду.
«У промышленных предприятий стимул заложен в себестоимости продукции. Если затраты на все виды ресурсов больше 10 процентов, то имеет смысл задуматься об энергоэффективности, проведении энергетического обследования, внедрении комплекса мероприятий… Если затраты меньше, то вложения в энергоэффективность могут не окупиться», — считает заместитель исполнительного директора по реализации ПАО «Красноярскэнергосбыт» Юлия Смирнова.
Конечно, законодатели предусмотрели штрафные санкции для предприятий, не выполнивших предписания энергоаудита: 50–100 тысяч рублей. Копейки по сравнению с миллионами, которые надо потратить на обследование и выполнение рекомендаций. А если учесть, что эти копейки платятся только по результатам проверки, которая в плановом порядке может проводиться не чаще одного раза в два года, то становится понятно, что энергоэффективность по закону не всегда совпадает с реальной экономикой предприятия.
— Несомненный плюс этого закона в том, что он установил необходимые требования для всего нового строительства, будь то жилые дома, социальные объекты, промышленные предприятия, — считает руководитель компании «Тепло Сибири», лидера рынка теплообменных систем в Красноярском крае Елена Шамахова. — Ни один новый объект не будет принят в эксплуатацию, если в нем не используются энергоэффективные технологии, начиная с приборов учета и заканчивая «умными» системами потребления ресурсов. Однако если мы говорим о том, что повышение энергоэффективности — это приоритет государственной политики, то и, наверное, ответственность за проведение энергетических обследований должно было взять на себя государство. Но мы отдали эту работу в руки частных организаций, создав ажиотажный спрос на услугу, и одновременно установили символические штрафы за неисполнение закона. Неудивительно, что в итоге «что-то пошло не так».
Эффективен тот, кто умеет считать
Фактически, говорят представители компаний, проводящих аудит, сейчас присутствуют несколько типов предприятий и организаций. Первые — те, кто честно прошел аудит и выполнил все предписания, это, как правило, бюджетные учреждения, где затраты на необходимые мероприятия не так высоки, и энергоемкая промышленность, которая хорошо умеет считать свою экономику и понимает, что энергоэффективность — необходимое условие. Вторые — те, кто честно прошел энергоаудит, но не имеет средств на выполнение предписаний, в этой группе, как правило, тоже бюджетные организации. Скажем, это может быть крупная больница, где только замена окон или батарей отопления может оцениваться в миллионы, а есть ли на это деньги в бюджете? И третьи — кто получил энергопаспорт без глубокого обследования и не собирается заниматься повышением энергоэфективности в принципе. В этом перечне в том числе и морально устаревшие производства, которые нельзя перепрофилировать, а затраты на повышение их энергоэффективности сравнимы со стоимостью создания нового предприятия.
Получается, что для бюджетных организаций в целом закон оказался скорее благом, по крайней мере, там, где была возможность в рамках региональных или федеральных программ провести серьезную модернизацию энергосистем.
Что же касается промышленности, то здесь все решает рынок. Предприятия, умеющие считать экономику, и до вступления в силу закона об энергоэффективности принимали необходимые меры. В первую очередь, это энергоемкие металлургические предприятия, составляющие основу экономики Красноярского края.
«КРАЗ — энергоемкое предприятие, количество электроэнергии, потребляемое заводом за год соразмерно 80 процентам годового объема, произведенного Красноярской ГЭС, — рассказывает Максим Коробков, исполняющий обязанности директора электролизного производства Красноярского алюминиевого завода. — Это обусловлено химической природой производства алюминия. Поэтому в структуре затрат Красноярского алюминиевого завода расходы на этот вид закупок составляют 36 процентов. В условиях современной конъюнктуры рынка заводу жизненно необходимо повышать энергоэффективность производства. За последние годы мы добились сокращения потребления технологической электроэнергии с 16 100 кВт/час на тонну алюминия до 15 400 кВт/час. Одним из ключевых проектов стало создание так называемого энергоэффективного электролизера, разработанного специалистами Инженерно-технического центра «РУСАЛа». Благодаря усовершенствованной конструкции электролизной ванны кразовцы при производстве каждой тонны металла стали экономить до 60 кВт/час технологической электроэнергии».
Курочка по зернышку клюет
Закон о повышении энергоэффективности напрямую затрагивает и сами ресурсоснабжающие организации, заставляя их быть более эффективными. Повсеместно устанавливаемые приборы учета кроме взаимоотношений поставщиков услуг с потребителями регламентируют и отношения энергокомпаний между собой — поставщиков услуг и сетевых организаций разного уровня. За все энергоресурсы, поставленные в сеть, но по каким-то причинам не дошедшие до конечного потребителя, платит тот, кто занимается их транспортировкой. Приборы учета, установленные на границах сетей, — в том числе инструмент мониторинга: в чьей зоне ответственности потери.
Есть потери технологические и производственные, компенсация стоимости которых закладывается в тариф, а есть потери другого рода: хищения или бесхозяйственность.
— Потребителей, которые понимают энергоэффективность как использование «заряженных» счетчиков и другие способы платить меньше, достаточно много, — говорит руководитель группы надзора за состоянием средств измерений Красноярской региональной энергетической компании Станислав Петров. — И наша задача — заставить их заплатить за потребленные ресурсы. У нас есть поговорка: воруют немногие — платят все, в том смысле, что в конечном итоге хищения возмещаются в тарифе, и за недобросовестного потребителя расплачиваются добросовестные. А ведь речь идет о миллионах рублей.
Основные элементы борьбы с потерями электроэнергии — приборы учета разной степени сложности, их стоимость (вместе с установкой) колеблется от 2 500 до 15 000 рублей, замена голого провода на СИП (самонесущий изолированный провод), на который нельзя набросить «удочку» и постоянные замеры. В комплексе мероприятия недешевые, но дающие эффект, причем достаточно быстро. Самый простой счетчик начинает окупать себя через три–четыре месяца, если, конечно, установлен в потенциальном очаге потерь.
В теплосбережении мероприятия дороже: это и монтаж в маленьких поселках «умных» котельных типа «Терморобот», регулирующих подачу энергии автоматически в зависимости от температуры наружного воздуха и позволяющих устанавливать особые режимы производства, которые учитывают суточные пики и спады потребления (и экономят топливо), и капитальные ремонты теплосетей, стоимость которых оценивается даже не в десятки — в сотни миллионов. В то же время существующая практика взаимодействия сетевых компаний с местными администрациями, которые в районах и являются владельцами инженерных коммуникаций, не позволяет энергетикам серьезно вкладываться в модернизацию. Сети отдаются в аренду на 11 месяцев, этого срока категорически не хватает для того, чтобы эти инвестиции окупились. Никаких гарантий, что договор будет перезаключен на следующий год, разумеется, не существует, а искушение сдать сети в аренду энергокомпании, имеющей возможность модернизировать, а потом вернуть, например, в МУП, велико. Поэтому вкладываться в повышение энергоэффективности арендованного имущества могут себе позволить компании, либо имеющие доходы от иных видов бизнеса, либо получающие целевые средства по программам повышения энергоэффективности из регионального или федерального бюджетов.
Но это уже в большей степени политика, чем экономика.