Крупнейшие торговые улицы Германии недосчитываются клиентов, которые все чаще выбирают
интернет-шопинг. DW разобралась, почему в России до такой конкуренции пока далеко.
Низкая инфляция, дешевый бензин, рекордная занятость и рост зарплат —
благоприятная ситуация в немецкой экономике не один месяц поддерживает
потребительские настроения немцев на пике. Жители Германии охотно тратят
свободные средства. Неудивительно, что ритейлеры находятся
в приподнятом настроении и рассчитывают еще на один успешный год.
Согласно результатам опроса, проведенного Немецким союзом предприятий
розничной торговли (HDE), 44 процента ритейлеров ожидают роста продаж
в 2016 году по сравнению с
2015-м. Уровень оптимизма в немецкой рознице самый высокий за последние пять лет, отмечают в HDE.
Вот только на улице Шильдергассе в Кельне, на мюнхенской
Кауфингерштрассе, франкфуртской Цайль и других крупнейших торговых
улицах Германии к этому оптимизму примешивается изрядная доля
беспокойства. Почти три четверти ритейлеров в самых оживленных
пешеходных зонах, где в Германии расположены магазины известных марок,
жалуются на снижение числа посетителей. Затронутыми оказались даже самые
выгодные места, такие, например, как Курфюрстендамм в Берлине, отмечает
глава HDE Штефан Гент (Stefan Genth).
Немецкий ритейл: победители и проигравшие
Одна из причин оттока покупателей — происходящий в Германии бум
онлайн-торговли:
вместо утомительного хождения по магазинам немцы предпочитают делать
покупки одним нажатием кнопки, не выходя из дома. Спокойно в этой
ситуации чувствуют себя только сети супермаркетов, где конкуренция с
онлайн-магазинами пока не играет существенной роли, констатируют в HDE. Особенно хорошо
дела идут у крупных сетей, таких как Edeka и REWE, тогда как
дискаунтеры, напротив, теряют долю рынка. Рост доходов позволяет немцам
баловать себя дорогими продуктами, объясняют в отраслевом союзе.
Преуспевают и мебельные магазины: ввиду низких процентных ставок немцы
предпочитают инвестировать свободные средства в предметы интерьера,
нежели хранить их на банковском счете. А вот многие модные ритейлеры
испытывают серьезные проблемы. Бутики на городских улицах постепенно
теряют покупателей по мере того, как крупные
интернет-магазины, например расквартированный в Берлине Zalando, набирают популярность.
Онлайн-торговля — угроза для торговых районов?
Особенно сильно отток клиентов ощущают ритейлеры в центральных районах
немецких городов: более 70 процентов из них говорят о снижении числа
покупателей, свидетельствуют результаты опроса HDE.
По оценкам союза, в 2016 году
интернет-магазины будут важным драйвером роста немецкой розницы: оборот
онлайн-торговли в нынешнем году должен вырасти на 11 процентов до 46,3 миллиарда евро,
а оборот розницы в целом — на 2 процента до 481,8 миллиарда евро.
В отрасли опасаются, что рост продаж в сегменте онлайн может привести
к ослаблению центра города как традиционного места торговли.
В России другие проблемы
В то время как немецкие ритейлеры обеспокоены растущей конкуренцией в Сети, в России об этом пока не задумываются. Здесь
онлайн-торговля только набирает обороты и практически не влияет на посещаемость
торговых центров или отдельных точек продаж, отметила в интервью
DW глава направления услуг ритейлерам в российском подразделении
международной консалтинговой компании Jones Lang LaSalle (JLL) Елена
Задорожная. По данным Ассоциации компаний
интернет-торговли (АКИТ), на долю
интернет-магазинов приходится лишь 4 процента в общем объеме торговли в России. Для
сравнения, в Германии их доля в общем обороте — от 9 до 10 процентов.
Задорожная отмечает, что развитие
интернет-торговли пока
привело к смене форматов работы с покупателями лишь в некоторых
сегментах рынка. Например, в сфере электроники и бытовой техники часть
ассортимента ритейлеров «ушла в онлайн», объясняет эксперт. Однако
налицо и обратная тенденция: некоторые
онлайн-ритейлеры,
например торгующие брендовой одеждой KupiVip и Butik.ru, открыли
физические точки продаж. «То есть речь идет о сращивании форматов, когда
любой ритейлер пытается добраться до покупателей всеми возможными
способами», — объясняет Задорожная.
Тем не менее посещаемость российских магазинов в последний год тоже
сильно упала, правда, совсем по иным причинам, нежели в Германии.
Снижение числа покупателей — следствие сложной экономической ситуации
и падения доходов населения, говорят аналитики. Не случайно строительный
бум в сегменте торговых центров сменился резким падением объемов ввода
новых торговых площадей. Так, в первом квартале 2016 года впервые
за десять лет на московский рынок не вышло ни одного торгового центра,
отмечают в JLL.
Россияне полюбили китайский
онлайн-ритейл
Между тем именно экономический кризис подстегнул интерес
россиян к покупкам в интернете. Серьезное падение доходов заставило
потребителей искать бюджетные варианты шопинга, поэтому они
переключаются на
интернет-магазины, где цены зачастую значительно ниже, чем у обычных ритейлеров, констатирует эксперт АКИТ Александр Логунов.
Особенно дешевые товары можно найти в китайских
онлайн-магазинах,
которые и выбирают россияне. «Там есть сумки по семь долларов и платья
по пять», — рассказывает Логунов. Средний чек на AliExpress китайской
Alibaba Group, по его словам, составляет 680 рублей по сравнению с 3
тысячами в российских
онлайн-магазинах. «Цена для
потребителей стала определяющим фактором, — отмечает собеседник DW.
— Они готовы ждать доставку, лишь бы было дешево».
В прошлом году оборот
интернет-торговли в России составил
760 миллиардов рублей. Из них 35 процентов пришлось на долю иностранных
магазинов, прежде всего китайских, говорит Логунов. В этом году
популярность зарубежных
онлайн-ритейлеров будет расти,
прогнозируют в АКИТ: количество посылок с доставляемыми россиянам
заказами должно вырасти со 138 миллионов до 220 миллионов.
Ирина Филатова
DW
Вернуться назад
|