ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Северный «золотой ключик»: арктические проекты России как драйвер экономики

Северный «золотой ключик»: арктические проекты России как драйвер экономики


11-11-2015, 09:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Северный «золотой ключик»: арктические проекты России как драйвер экономики

Невероятные запасы углеводородов, огромные биоресурсы, гигантский потенциал Северного морского пути, туристические маршруты – все это сосредоточено в Арктике. Суровый арктический регион может стать «золотым ключиком» для всей российской экономики.

Такой маршрут позволит сэкономить им по сравнению с традиционными морскими путями до 50% времени

Интерес стран к Северному морскому пути увеличивается

Как отметил в интервью ТАСС губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин, одно рабочее место в Арктике создает 14 рабочих мест в России. Масштабный проект Северного широтного хода номинирован в рублях, что, по мнению Кобылкина, является стратегическим преимуществом. Компоненты поставляются сюда от производителей со всей России.

По подсчетам экспертов, арктические месторождения могут оказаться богаче, чем в Саудовской Аравии. На шельфе Северного Ледовитого океана, по данным геологов, сконцентрировано свыше 400 мрлд баррелей нефтяного эквивалента углеводородов или около 20% оставшихся в мире запасов нефти и газа. Отметим, что на шельфе, прилегающем к территории нашей страны, находится более половины прилегающих запасов. В основном, это газовые месторождения. Это наши глобальные геополитические ресурсы, и они являются действующим инструментом для решения многих стратегических и экономических проблем.

Как считает директор Центра экономики Севера и Арктики СОПС Александр Пилясов, пока выполнена первая задача, мы вернулись в Арктику, после того, как в 90-х годах на время перестали думать о своих национальных интересах, и допустили активную международную деятельность. Причем вернулись не только в военном, но и исследовательском плане.

Эксперт отмечает, что в связи с ограниченностью инфраструктуры подавляющее большинство объектов имеют двойное назначение, военное и гражданское. Сейчас главные задачи восстановить имеющуюся инфраструктуру, морские порты и привлечь население в арктические города.

Доктор экономических наук и академик Арктической Академии наук Светлана Липина обращает внимание, что уже функционирует порт Сабетта, и в дальнейшем он, похоже, будет расширяться. Уже в следующем году через него будет проходить газа до 5 млн тонн, а через два года уже 16 млн тонн. А после того, как железная дорогой порт Сабетта свяжут с Ямалом и всей остальной страной, Россия получит грандиозный экономический рывок, говорит Кобылкин.

Арктический совет набирает политический вес. Китай и другие развивающиеся страны стремятся застолбить место за полярным кругом. «Китай в связи с этим проводит очень активную экономическую политику, закупает ледоколы, покупает гидрометеостанции по наблюдению за окружающей средой в Исландии и Гренландии. Кроме того много инвестирует в экономику Исландии», — отмечает член-корреспондент РАН Глеб Фетисов.

Интерес стран к Северному морскому пути увеличивается. Такие азиатские державы как Китай, Южная Корея или Япония понимают преимущества транспортировки грузов через Северный морской путь. Такой маршрут позволит сэкономить им по сравнению с традиционными морскими путями до 50% времени. «Но о полноценном возрождении Северного морского пути можно будет говорить после восстановления арктических портов. Необходимо также построить вместительные базы для хранения грузов. В таком случае, не исключен вариант, когда Северный морской путь заберет часть грузов у Суэцкого канала», — предполагает Пилясов.

Андрей Петров


Вернуться назад