В прошлом году прибыль ЦБ составила 129 млрд рублей. Годом ранее она достигла 247 млрд.
Как отмечают эксперты, перечисление денег ЦБ РФ в бюджет по сути является денежной эмиссией.
— Законопроект позволит получить дополнительные доходы в бюджет, не прикладывая к этому никаких усилий. Исходя из прибыли ЦБ за 2013 год, доходы бюджета могут возрасти более чем на 32 млрд рублей ежегодно. Я думаю, что в 2014 году ЦБ РФ покажет прибыль, в 2–3 раза превышающую в 2013 году, из-за роста ключевой ставки, роста сумм кредитов, выданных банкам для рефинансирования и роста активности операций ЦБ на валютном рынке. Таким образом, в 2015 году, по-моему, бюджет может дополнительно получить до 300 млрд рублей, — считает Максим Васин, старший аналитик Национального рейтингового агентства.
Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий отмечает, что повышать долю прибыли ЦБ, перечисляемую в федеральный бюджет, на постоянной основе не слишком разумно.
— Основным источником прибыли ЦБ являются процентные доходы от операций по рефинансированию банковского сектора. Всплеск активности, начавшийся осенью 2011 года, неизбежно завершится, когда закончится очередная полоса финансовой нестабильности. С завершением этого периода резко сократится и прибыль ЦБ. Например, за последний докризисный год — 2007 — она составила всего 24,6 млрд рублей. 25% будет явно недостаточно для развития ЦБ, особенно с учетом возросшего объема его работы как мегарегулятора финансового рынка.
С ним согласен и директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA Павел Симоненко.
— Есть определенное давление на бюджет в плане наполняемости из-за снижения темпов роста экономики. Тем не менее ожидания по дальнейшим бюджетным поступлениям, особенно по налогу на прибыль, негативные: так, в 2015 году ожидается лишь крайне небольшой его рост, тогда как еще в 2012 году темпы роста поступлений по этому направлению были двухзначными. Однако это не должно стать правилом, поскольку в этом случае у ЦБ будет меньше возможности для поддержания валютной стабильности и в целом устойчивости финансовой системы в стране. Если это правило будет долгосрочным, то оно, безусловно, негативно скажется на эффективности деятельности Банка России, — говорит он.
– Чем меньше фактической прибыли остается в ЦБ РФ, тем меньше у него становится возможностей за счет «резервной подушки» смягчать рывки валютной корзины, обеспечивать плавность обменного курса и рефинансировать другие банки под низкие ставки. Это может привести, во-первых, к уменьшению дешевого и длинного по времени ресурса рефинансирования для всех остальных уполномоченных банков — рано или поздно повлечет за собой увеличение ставок по межбанковским кредитам. Во-вторых, к уменьшению ресурсов для регулирования валютных курсов — что повлечет за собой неизбежное повышение значения волатильности. Волатильность является важнейшим финансовым показателем и понятием в управлении финансовыми рисками, она позволяет инвесторам определять риск приобретения того или иного финансового инструмента, — объясняет советник президента Европейской юридической службы по экономическим вопросам Евгений Бескаровайный.
Другие аналитики, напротив, уверены, что увеличение доли прибыли, отчисляемой ЦБ РФ в бюджет, вполне оправданно в условиях ожиданий роста дефицита федерального бюджета.
— Для Банка России прибыль не является основной целью, и ее снижение напрямую не должно сказаться на эффективности его функций по регулированию денежно-кредитной политики. Следует отметить, что в настоящий момент ЦБ РФ уже перечисляет в бюджет 75% чистой прибыли. Таким образом, фактически законопроект ничего не меняет, а лишь закрепляет существующую норму на неопределенный срок, — уверен старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Максим Зайцев.