ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Нефтегазовый адреналин
Нефтегазовый адреналин7-01-2014, 14:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Нефтегазовый адреналинФото: РИА Новости Сырье и энергетика – без преувеличения основа основ российской экономики. Хотя ее диверсификация постепенно наращивает темп, нефть и газ остаются главными статьями российского экспорта. Тем не менее, события минувшего года, похоже, усилили влияние отечественной нефтегазовой индустрии на мировой энергетический рынок Поглощение ТНК-ВР "Роснефтью", начало строительства "Южного потока" на фоне окончательных похорон Nabucco и реализация планов Восточной энергопрограммы – вот три главных события минувшего года в российской нефтегазовой отрасли, которые способны поменять стратегический расклад сил в мировой энергетике. "Южный поток" - второй маршрутный газопровод в страны Европейского Союза, проходящий вне зон влияния Украины и Белоруссии. Вместе с уже работающим "Северным потоком", "Южный поток" способен полностью покрыть российские контрактные обязательства по поставкам "голубого топлива" в Европу. Симптоматично, что именно в год начала строительства "Южного потока" поставлена окончательная точка в судьбе газопровода Nabucco, проект которого считался главной альтернативой российской трубе. Как ни старались некоторые еврокомиссары, но превратить несбыточную мечту в реальность так и не удалось. Попытки компенсировать отсутствие ресурсной базы переговорами с Баку и Ашхабадом оказались бесплодными, а газопровод без газа – это даже не смешно. Зато проект "Южный поток" оказался вполне жизнеспособен. Одно только заключение Россией межправительственных договоров с Турцией, Болгарией, Сербией и другими участниками проекта говорит о сильнейшей заинтересованности не только балканских, но и западноевропейских стран в его реализации. Кстати, отмечу, что никто не ставит крест на использовании газотранспортных систем (ГТС) и Украины, и Белоруссии. Просто теперь манипулировать ими в политических целях станет практически невозможно. Впрочем, Россия нашла ответ и на другие "евроманипуляции" в газовой сфере. Если кому-то в ЕС не нравятся цены на российский газ и условия его поставки, то можно найти и другого покупателя – тем более, что азиатские цены повыше будут. А углеводородных месторождений на Дальнем Востоке вполне хватает для того, чтобы занять весомое место на азиатско-тихоокеанских рынках. Правда, пока главный потребитель – Китай – торгуется за каждый цент и каждый кубометр, но, как утверждают в руководстве "Газпрома", это вопрос переговоров и нам спешить некуда. Зато развитие восточного экспортного направления дает возможность усмирить газовых евроястребов. Это касается и нефти, которую теперь качают не только через "Дружбу", но и ВСТО (систему "Восточная Сибирь – Тихий Океан"). Причем главный поставщик – госкомпания "Роснефть", которая в минувшем году закрыла сделку по покупке ТНК-ВР. По мнению заместителя руководителя департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ "МЭФ-Аудит" Алексея Тихонова, эта покупка 100% акций у британской ВР и российского консорциума AAR свидетельствует о дальнейшем укрупнении и без того достаточно концентрированного российского рынка нефти и нефтепродуктов. Отмечу, что совет директоров "Роснефти" в прошлом году одобрил сделку по обмену активами с независимым производителем природного газа - компанией "НОВАТЭК", что, по мнению некоторых экспертов, также подчеркивает тенденцию к укрупнению рынка. Можно предположить, что тенденция на дальнейшее огосударствление российского нефтегазового сектора продолжится. Из крупных "частников" в нефтяном секторе остался "Лукойл", ну и, с позволения сказать, "Сургутнефтегаз". Некоторые аналитики прочат им судьбу "танкистов" (ТНК-ВР)… Но это вовсе не означает сокращения поставок российской нефти на мировые рынки. Крупнейшие западные консорциумы с радостью принимают предложения о партнерстве в освоении, к примеру, российского арктического шельфа от наших госкомпаний. Прошу прощения за каламбур, но как ни хорош частник, а без госгарантий цена ему – грош. Поэтому мировые нефтегазовые гранды предпочитают надежность - арктические проекты рассчитаны на многие десятилетия. Вернуться назад |