«Газпром» вслед за Российскими железными дорогами оценил свои потери от планируемой правительством заморозки тарифов. Компания в результате заморозки внутренних цен на газ в 2014 году и их индексации по инфляции в 2015–2016 годах может потерять 510 млрд рублей и снизить инвестпрограмму на 407 млрд рублей, а столь значительные убытки способны повлечь за собой серьёзное сокращение числа рабочих мест.
Эти подсчёты производятся в письме заместителя председателя правления «Газпрома» по финансам Андрея Круглова, направленном в Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральную службу по тарифам.
В документе топ-менеджер «Газпрома» говорится, что в 2014 году госкомпания снизит выручку на 65 млрд рублей ― до 1 трлн рублей, а за три года сокращение составит 510 млрд рублей. При этом, как подсчитали в «Газпроме», заморозка тарифов позволит лишь на 0,3% снизить себестоимость промышленной продукции в России. В то время как низкая цена газа заставит энергетические компании потреблять его в ущерб углю, что скажется на реализации угольных компаний, которым недавно обещали государственную поддержку.
В свою очередь, снижение выручки приведёт к сокращению инвестпрограммы компании. Так, капитальные затраты в 2014 году снизятся на 52 млрд рублей ― до 724 млрд рублей, а в период с 2014 по 2016 год снижение составит 407 млрд рублей (до 2,34 трлн). Изменение в планах по капзатратам скажется на техперевооружении и осложнит принятие инвестиционных решений по проектам развития, отмечается в письме. При этом каждые 100 млрд рублей, не вложенные в капзатраты, лишают бюджеты всех уровней 24 млрд рублей налогов от смежных отраслей и приводят к сокращению 70 тыс. рабочих мест. В случае заморозки тарифов «Газпром» намерен настаивать и на заморозке налога на добычу полезных ископаемых, в противном случае компанию ожидает снижение доли на внутреннем рынке и рост долговой нагрузки.
Как пояснил «Ъ» Виталий Крюков из «ИФД-Капитал», в текущей ситуации правительство вряд ли прислушается к доводам «Газпрома», его позиция в министерствах была известна за неделю до совещания у президента, где всё-таки решили тарифы заморозить. Сергей Вахрамеев из ИК «Акронинвест», в свою очередь, полагает, что поскольку основную выручку «Газпром» получает от экспорта, то снижение инвестпрограммы на 52 млрд рублей в 2014 году из-за заморозки тарифов на внутреннем рынке для него не будет критичным. Однако, как полагают оба специалиста, сокращение инвестпрограммы в 2015–2016 годах на 355 млрд рублей уже способно всерьёз угрожать и крупным проектам концерна, и ВВП страны. Источник издания в «Газпроме», в свою очередь, подтвердил, что там уступок от правительства по тарифной политике уже не ждут, и добавил, что инвестпрограмма зависит от многих факторов, поэтому «между ранним планом и реальным фактом огромная пропасть».
Напомним, что 11 сентября 2013 года в ходе совещания у президента РФ была принципиально одобрена заморозка тарифов естественных монополий («Газпрома», РЖД и «Россети») в 2014 году по газу и электросетям для всех потребителей, а также по грузовым железнодорожным перевозкам, что должно найти отражение в проекте бюджета на следующую трёхлетку, который по закону должен быть внесён в Госдуму до 1 октября. Сама инициатива принадлежит премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, который объяснил эту идею необходимостью помочь экономике, оказавшейся в стагнации. Как подсчитали в Минэкономразвития, экономический эффект от данной меры составит за три года примерно 420 млрд рублей.
Надо отметить, что «Газпром» ― не единственная госкомпания, которая выступила против заморозки тарифов. Ранее Российские железные дороги выразили сомнения в целесообразности данного плана, указав, что их чистый убыток из-за меры правительства в 2014 году составит 60 млрд рублей вместо ожидавшейся прибыли 1,7 млрд рублей. Общие свои потери от заморозки тарифов РЖД оценивает в 93,2 млрд рублей. При этом из-за необходимости сократить издержки в РЖД, возможно, будут вынуждены сократить порядка 60 тыс. сотрудников, ещё некоторая часть работников компании может быть переведена на неполную рабочую неделю, сообщало ранее РИА «Новости» со ссылкой на неопубликованные материалы РЖД.