ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > У сланцевой добычи в США — новая проблема: дороги

У сланцевой добычи в США — новая проблема: дороги


28-06-2013, 11:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

У сланцевой добычи в США — новая проблема: дороги

 

 
Александр Собко

 

Когда разработка месторождения сланцевой нефти Bakken в Северной Дакоте только начиналась, многие обратили внимание на любопытную деталь. Добыча росла экспоненциально, но строить нефтепроводы никто не собирался. Производители продолжали возить топливо цистернами, хотя это достаточно дорого. Конечно, капитальные затраты на строительство трубы тоже немаленькие, но если рассчитывать на многолетнюю добычу, себестоимость трубопроводной транспортировки будет намного меньше, чем в случае автотранспорта. Из этого следует, сделали вывод многие наблюдатели, что опустеет Bakken достаточно скоро — по крайней мере, нефтепровод точно не успеет окупиться. И действительно, уже сейчас экспоненциальный рост добычи исчез. Вскоре — выход на «полку», а дальше, глядишь, и до падения можно добраться. Так, что грузовиками решили возить не зря.

 

Сейчас, через несколько лет после начала сланцевой добычи в США, стала проявляться новая проблема. Из-за активного движения большегрузного транспорта, обслуживающего сланцевую добычу, дорожное покрытие разрушается значительное быстрее, чем планировалось. Мы начали с примера о доставке нефти грузовиками, так как он любопытен сам по себе. Нагрузка на дорогу идёт не только из-за вывоза нефти (а в случае газовой добычи газопроводы в любом случае необходимы). Но для бурения и обслуживания скважин нужен подвоз расходных материалов в огромных количествах —     в первую очередь от этого и появляются разрушения. А бурить, как известно, для сланцевой добычи, нужно постоянно.

 

Строительство дорог — вещь затратная во всех странах. И с учетом этой компоненты себестоимость сланцевой добычи может оказаться еще выше. Критики уже провели некоторые расчёты. С формальной точки зрения ремонт дорог должен производиться за счёт регионального бюджета, поэтому стоимость ущерба от разрушения дорог сравнивают с доходами бюджета от сланцевой добычи.

 

Вот, например, как выглядят оценки для месторождения сланцевой нефти Баккен. В Северной Дакоте (где и находится Bakken) с 2010 года бюджет штата получил в виде налогов 3,3 млрд долларов доходов. Убытки от разрушения дорог оцениваются в 7 млрд. А вот здесь приведены данные по трём другим штатам: Техас — доходы 3,6 млрд, убытки (от разрушения дорог) — 4 млрд. Арканзас — доходы 182 млн, убытки — 450 млн. Пенсильвания — доходы 204 млн, убытки — 3,5 млрд.

 

Конечно, обсуждая приведённые цифры, следует помнить, что это оценки критиков сланцевой добычи, которые есть и в самих Соединённых Штатах. А определение степени «разрушенности» дорог — вещь довольно субъективная.

 

Но уже появляются и объективные факты. Так, в конце мая законодатели Техаса утвердили бюджет в 225 млн долларов на ремонт дорожных повреждений, вызванных сланцевой добычей на месторождении Eagle Ford. Пока сумма небольшая, но если верить приведённым выше оценкам, это может оказаться только начальными расходами. Ещё один интересный комментарий: трафик, связанный с обеспечением сланцевой добычи только на месторождении Eagle Ford в Техасе, эквивалентен 8 млн дополнительных легковых машин. В Москве, для сравнения, около 4 млн автомобилей.

 

Все это неудивительно. Красивые схемы гидроразрыва на деле выглядят более сурово (хотя и на последней картинке достаточно «прилизанный» вариант).

 

И напоследок еще несколько фактов для иллюстрации вышесказанного. Р. Карр с соавт. (OGJ Russia, № 3, 2013 год) в статье «Новые требования к транспортной логистике при строительстве скважин на сланцевый газ» приводит следующие данные. На каждой стадии гидроразрыва в скважину закачивается 1140 кубометров воды (то есть 1140 т) и 200 т песка. 20–40% жидкостей и веществ, используемых при гидроразрыве, возвращается в виде отходов, которые необходимо транспортировать ещё раз — в места переработки или захоронения. И как результат: разработка типовых сланцевых месторождений требует 20–30 тыс. ходок грузовиков в год в расчёте на одну буровую установку (т.е. около 80 ходок в день).

 

А буровых сейчас в США работает 1760 штук — больше половины от всех буровых установок в мире.

 

фото: REUTERS


Вернуться назад