ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > В России создадут корпорацию «Госденьги»
В России создадут корпорацию «Госденьги»29-03-2013, 11:45. Разместил: VP |
Росфинагентство, которое будет управлять долгами и резервами страны, собирались создать в форме ОАО. Но депутатам идея не понравилась - они опасаются, что коммерческая структура может "потерять" триллионную народную заначку. Правительство пошло на компромисс - оно согласно создать агентство в форме госкорпорации. Но с нею есть другая проблема - госкорпорации в России получаются крайне непрозрачными
Москва. 28 марта. FINMARKET.RU - Правительство склоняется к тому, чтобы Росфинагентство, создаваемое для управления госдолгом и средствами суверенных фондов, получит статус еще одной государственной корпорации. Эксперты не видят в этой форме никаких преимуществ и уверяют, что спешка с созданием структуры для управления «народной заначкой» вредна - деньги могут быть потеряны.
Минфин решил пойти на уступки депутатам. О границах возможного компромисса «Финмаркету» рассказал представитель ведомства, знакомый с обсуждением проблемы.
Без госкорпорации не обойдешься После долгих дискуссий, в которых участвовали представители заинтересованных ведомств, Госдумы, Совета федерации, администрации президента, все согласились, что для РФА полностью не подходит ни одна из существующих организационно-правовых форм. Но теперь «усиливается поддержка подхода», что деятельность Росфинагентства должна регулироваться специальным законом, а само Агентство создаваться в форме государственной корпорации, рассказал источник. В эту форму можно заложить любой функционал, хотя у нее есть и масс недостатков.
Росфинагентству урежут полномочия и вознаграждение
Минфин согласился добавить в цели деятельности РФА, наряду с задачей обеспечения сохранности и прироста средств суверенных фондов, "содействие устойчивому развитию экономики России" с помощью участия в финансировании общенациональных самоокупаемых проектов. Но РФА не дадут полной свободы в распоряжении переданными ему средствами суверенных фондов при их инвестировании в производственные проекты внутри страны. Правительство будет разрабатывать критерии отбора самоокупаемых инфраструктурных проектов. Отбирать проекты будет Минфин с учетом заключений Минэкономразвития. Договор о порядке и условиях выделения средств ФНБ также будет подписываться между инициаторами проекта и непосредственно Минфином. Приобретать РФА сможет долговые бумаги, размещенные исключительно по открытой подписке. Кроме того, Минфин готов согласиться с тем, чтобы на время переходного (трехлетнего) периода предельные объемы передаваемых в управление средств ФНБ фиксировались в законе о федеральном бюджете. Кроме того:
Несогласованными остались два «системно значимых вопроса»:
Валерий Миронов, Центр развития ВШЭ «Создание РФА в форме госкорпорации – спорное решение. Оно делает бессмысленным выделение суверенных фондов из Минфина. Создается впечатление, что это нужно только для того, чтобы вывести средства суверенных фондов из-под влияния создаваемого на базе ЦБ монстра в виде мегарегулятора. Открытое акционерное общество – более открытая форма. Оно обязано публиковать отчетность. Госкорпорации действуют по специальному закону, и о финансовых результатах их деятельности мы знаем не много. Их деятельность для общества закрыта. Их же при Медведеве хотели уничтожать. Правда, когда деньгами управлял Минфин, тоже были проблемы с открытостью. У ОАО тоже есть свои проблемы: как все компании, они рискуют и могут потерять деньги. Средства Резервного фонда и ФНБ – особые деньги: это заначка, деньги народа. Их использование должно контролироваться. В других странах такие фонды регистрируются в специальной форме субъекта публичного права. В нашем Гражданском кодексе такой формы нет. Может быть лучше сто раз подумать, не спешить, как часто в последнее время поступает Дума, а создать в Гражданском кодексе специальную форму для фондов».
Максим Шеин, инвестиционная компания «Брокеркредитсервис» «Не уверен, что статус госкорпорации сделает инструмент инвестирования средств суверенных фондов более сильным. К сожалению, все, что связано с государством, несет большие репутационные риски из-за непоследовательности, которая присутствует во многих инвестиционных действиях государства: начиная от инвестиционных программ в энергетике и заканчивая режимами налогообложения нефтяников. Более стабильна и понятна ситуация лишь в банковской сфере. Это известный с незапамятных времен российский риск, о котором говорят все иностранцы: слишком часто меняются правила игры. Сейчас бизнес тяготеет к государству. И Америка и Европа здесь не исключение. Государство там играет активную роль в бизнесе, даже не являясь акционером. Поэтому если последовательная политика будет государством проводиться, это может быть и хорошо. Минфин, конечно, перестраховывается, предлагая наложить столь жесткие ограничения на РФА при инвестировании внутри страны в инфраструктурные проекты. Может быть, и правильно делает: инфраструктурные проекты у нас самые нетранспарентные. Скорее всего, в Минфине нет долгосрочной стратегии: они хотят начать с такой сложной схемы согласования, а дальше посмотрят, как этот формат будет работать. Опыт других стран здесь не показателен. Вряд ли чей-то зарубежный опыт может быть напрямую применен в России, да и в любой другой стране, даже в силу различия менталитета народов».
Александр Захаров, партнер консалтинговой компании Paragon Advice Group «Существуют два риска ареста средств государственной организации за рубежом.
За рубежом мы столкнулись с тем, что Россию никто не любит. Для всех наши деньги являются непонятного происхождения, независимо от того, на счетах государственной или коммерческой компании они находятся. Неизвестно, кто будет объявлен следующим «Кипром». Мы приходим к ситуации, когда вложения (в любой форме) средств суверенных фондов за рубежом оказываются более рискованными, чем внутри страны, в экономику России. Но это должны быть вложения не в банковскую сферу, где деньги делают деньги, а в реальную экономику, в инфраструктуру, которая вела бы к экономическому росту. У нас есть печальный опыт государственной корпорации «Госинкор» [создана в 1993 году для предоставления гарантий и поручительств по инвестпроектам. За шесть лет существования привлекла $250 млн иностранных инвестиций; 98% из $1,2 млрд выделенных ей средств ушло на содержание корпорации. «Госинкор» ликвидирована в 2003 году]. Как говорят, государственные средства были выведены из корпорации в коммерческие структуры [в том числе, в «Гута-банк», из-за финансовых проблем присоединенный в 2004 году к ВТБ]. Когда госденьги оказываются в руках коммерческой организации, то они подвергаются таким же рискам, как любые деньги бизнеса».
Агван Микаэлян, гендиректор аудиторско-консалтинговой фирмы «Финэкспертиза» «Почему для суверенных фондов нужна такая форма то ли собственности, то ли управления, как госкорпорация, - не понятно. У нее нет серьезных достоинств. Если это организация создается с коммерческими целями, то это должна быть форма ОАО или ЗАО. Государственное присутствие должно фиксироваться в форме собственности. Если некоммерческие – то в виде общественной организации, партнерства. Конечно, для управления такими огромными фондами да еще с такими большими государственными задачами форма некоммерческой организации не очень годится. Но и представить себе коммерческую организацию, которая управляет почти 100% государственных финансов, это очень смело. Для Америки это нормально, для нас смело: нет опыта. Внутреннее противодействие может быть на любом уровне только потому, что это не в наших традициях. Есть китайская поговорка: «Все, что не соответствует традициям – нежизнеспособно». Вернуться назад |