ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > ГД одобрила законопроект по предотвращению незаконных финансовых операций

ГД одобрила законопроект по предотвращению незаконных финансовых операций


22-02-2013, 19:54. Разместил: god

Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект, направленный на предотвращение незаконных финансовых операций. Нормы закона направлены на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, легализации преступных и коррупционных доходов.

Документ вносит изменения в целый ряд действующих законов, в частности в федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части расширения оснований для отказа в регистрации; "О бухгалтерском учете" - в части обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации; "О несостоятельности (банкротстве)" - в части установления материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство.

Как неоднократно отмечалось при рассмотрении законопроекта, в первую очередь, он направлен на борьбу с фирмами-"однодневками".

Законопроект предлагает обязать банки выдавать справки налоговым органам о счетах и вкладах физических лиц, сообщать информацию об открытии и закрытии счетов, об изменении реквизитов счетов. При этом перечень органов, которым банки обязаны будут предоставлять подобную информацию, дополняется таможенными органами.

По мнению депутатов, принятие этой поправки может привести к необоснованному ограничению права граждан на сохранение банковской тайны и снижению для них привлекательности хранения свободных средств в банках.

На налогоплательщиков предлагается возложить новую обязанность - получать почтовую корреспонденцию от налоговых органов по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В случае неполучения и возврата корреспонденции, налоговые органы будут вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика. Налоговым органам также предоставляется право самим определять суммы налогов, подлежащие уплате, без учета сделок, совершенных с целью занижения сумм налогов. При этом, по мнению членов бюджетного комитета, отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, само по себе не свидетельствует о невозможности связаться с ним по фактическому адресу, информация о котором, как правило, имеется у налогового органа.

Кроме того, незаконное приостановление налоговым органом операций с банковскими счетами может привести к возникновению убытков, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ будут подлежать возмещению за счет бюджета.

Полномочия налоговых органов предлагается значительно расширить и при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по Налогу на добавленную стоимость (НДС). Так, в случае выявления несоответствий и расхождений налоговому органу предоставляется не только право требовать счета-фактуры и первичные документы, но и получать показания свидетелей, осматривать территорию и помещения налогоплательщика, проводить экспертизы с привлечением экспертов и переводчиков.

Поправками в Уголовный кодекс РФ предлагается значительно усилить ответственность за "отмывание" денежных средств, полученных преступным путем. При этом "крупным размером" предлагается считать суммы, превышающие 600 тыс. руб., "особо крупным" - от 6 млн руб. Из УК РФ также предлагается исключить размер ущерба, в зависимости от которого наступает уголовная ответственность. В настоящее время предусматривается ответственность за легализацию преступных доходов, превышающих 6 млн руб.

По мнению членов комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, введение "формального состава преступления" по данной статье может привести к существенному росту преступности, связанной с легализацией незначительных сумм похищенного имущества. В качестве наказания по данным статьям УК РФ в числе прочего предлагается ввести конфискацию имущества.

Законопроект значительно расширяет перечень операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, обязательному контролю будут подлежать операции по предоставлению средств микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, операции с драгоценными металлами и камнями, выплаты по результатам любых игр-пари и др. Согласно тексту законопроекта, обязательному контролю подлежат операции по переводу денежных средств, в том числе за границу, по операциям перестрахования на сумму свыше 3 млн руб. Кроме того, это может коснуться и операций по выплате физлицам страховых сумм по договорам страхования жизни, если сумма операции превышает 2 млн руб.

В процессе доработки документа ко второму чтению депутаты считают целесообразным проанализировать, в том числе с позиции требований ФАТФ, возможность перехода от обязательного контроля операций к системе контроля за подозрительными операциями.

Выступая на пленарном заседании, глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал авторов законопроекта "прекратить налоговый террор и перестать кошмарить бизнес".


Вернуться назад