Токио. 15 ноября. FINMARKET.RU - Ежегодно аналитики японского банка Nomura составляют рейтинг динамики (как положительной, так и отрицательной) популярности товаров массового потребления. На основе этого рейтинга можно определить долгосрочные потребительские предпочтения.
Выводы экономистов банка основаны на статистике по США. Именно американские потребители являются самыми активными в мире. Постепенно их потребительские привычки перенимают и жители других стран. Но будущая потребительская революция будет как раз связана с тем, что развивающиеся страны догонят развитые государства по уровню потребления, считают экономисты Nomura.
Если судить по нынешним трендам, скоро все развитые, а за ними - и развивающиеся страны перейдут к модели "потребления пенсионеров". Вырастут продажи скромных автомобилей, упадет спрос на топливо, а теплые регионы будут становиться все более населенными.
Американцы стареют и меньше покупают
Американские потребители стали покупать меньше. Конечно, это можно объяснить последствиями глобального экономического кризиса: рынок недвижимости остается слабым, а безработица высокой, американцы не могут позволить себе больших расходов.
Однако, и когда кризис закончится, покупать во всем развитом мире больше не станут. Виной тому - демография:
- В США растет доля пожилого населения, которое, как правило тратит меньше.
- Пик роста расходов приходится на группу 45-54-летних - эта группа в среднем тратит $25 000 в год. Затем потребление идет на спад, после выхода потребителя на пенсию в 65 лет снижается до примерно $10 500 в год и продолжает падать дальше.
- Для России это тоже актуально, ведь она уже сталкивается с первыми признаками старения населения. Для Китая это станет актуальным уже к в 2020 годах, когда темпы роста экономики страны замедлятся именно из-за демографических проблем.
Население США стареет и потребляет меньше
После кризиса американцы скупают драгоценности и музыкальные инструменты
В потребление американцев есть несколько тенденций, явно связанных с оживлением после кризиса.
- Потребление товаров, которые не относятся к жизненно важным, резко сокращается во время кризиса. Это относится, например, к одежде, путешествиям, электронным устройствам и даже к СМИ - люди просто не хотят на них тратится. Но зато после спада спрос на них резко увеличивается.
- На некоторые категории таких товаров спрос растет взрывообразно. К ним относятся музыкальные инструменты, спрос на которые быстро растет уже второй год подряд. До этого спрос на них падал три года подряд.
- Хорошие результаты показывает и категория сверхдорогих товаров. Расходы на ювелирные украшения и часы растут наибольшими темпами с 2006 года.
- Американцы также предпочитают тратиться на различные элитные способы передвижения. Вырос спрос на прогулочные яхты и частные самолеты.
- В сфере услуг лидерами роста стали турагентства. Также вырос спрос на членство в различных клубах.
В США вырос спрос на яхты и самолеты
Спросом пользуются автомобили и новые дома
Помимо частных самолетов и драгоценностей американцам вновь стали интересны и более прозаические товары, например, автомобили и жилье.
- После кризиса люди пытаются купить то, что в сложные времена для них было недоступно. Они больше путешествуют и развлекаются. Особенно это касается богачей.
- Эта же логика применима к рынку автомобилей: в США, как и в России, после кризиса начался бум продаж. В обеих странах - весьма устаревший автопарк, который уже давно пора обновлять. В обоих случаях был заметен эффект отложенного спроса.
В США хорошо продаются автомобили и товары для отдыха
- Кроме того, в США растет занятость, хотя и медленно. Новым работникам нужны новые машины.
- В итоге, продажи новых сделанных в США автомобилей в 2011 году выросли на 16,3%, а грузовиков - на 23,7% в этом сентября к сентябрю 2011 года. Продажи небольших грузовиков растут уже три года подряд. Новые иностранные автомобили и вовсе показали самый высокий рост в этом году с 1999 года. Это один из самых популярных товаров в США.
- А вот подержанные автомобили спросом не пользуются - их продажи в этом году снижаются. Так будет продолжаться, пока цены на них не снижаются из-за ограниченного предложения. Но вскоре и они пойдут вниз, ведь купить новую машину сейчас выгоднее.
- В сентябре началось строительство примерно 872 000 новых домов - это на 62% ниже пика в 2,273 млн домов в январе 2006 года. Однако инвестиции в жилую недвижимость вновь начали расти, впервые с 2005 года они приведут к ускорению роста ВВП.
- В итоге по мере восстановления рынка недвижимости растут и продажи всего, что связано с обустройством дома. С 2010 года непрерывно рос спрос на инструменты и оборудования для дома и сада. То же самое касается мебели, растений и семян.
- В 2012 году на 4% снизился спрос на крупную бытовую технику, правда до этого он рос два года подряд. Возможно, теперь американцы не хотят так часто менять ее, ведь старая может послужить и подольше.
- Развитие электронной почты добивает почту традиционную. Расходы на почтовые услуги заметно просели в 2012 году, причем они снижаются уже 10 лет.
Американцы меньше ездят
Во время кризиса экономика США потеряла примерно 8,8 млн рабочих мест, из них было восстановлено лишь 4,5 млн.
- Продажи автомобилей растут, но водители стали на них ездить намного меньше, что уже привело к снижению спроса на бензин. Сейчас жители США проезжают в год столько же миль, сколько в 2004 году. Еженедельные продажи бензина упали до уровня 2002 года
- Спрос на топливо будет падать в ближайшие 6-7 лет из-за старения населения и различных транспортных инноваций.
Расходы на топливо падают
Пожилые американцы меньше тратят на бензин
В последние 2 года стремительно выросли доходы кадровых агентств - спрос на них в сентябре вырос на 11% в годовом выражении.
На рынок энергетики США повлиял не только спрос на бензин, но и спрос на топливо для отопления домов. С 1990-ых годов дома строились большие. Теперь принято быть скромнее, и спрос на мазут и другое топливо, используемое для обогрева, падает:
- Дома на севере США теперь оборудованы более эффективными энергосберегающим оборудованием, чем до кризиса.
- Многие жители США, например, беби-бумеры, выходящие на пенсию, предпочитают переезжать в штаты с более мягким и теплым климатом.
- В 1978 году 22% домов в США использовали мазут для обогрева, 1998 году таких осталось 10%, а в 2009 году - 7,4%.
- В 2009 году 55,6% домов использовали природный газ - их доля практически не изменилась за 30 лет. Однако цены на газ снижаются благодаря сланцевой революции, а вместе с ними - и расходы домовладельцев.
- Доля домов, которые используют электричество для обогрева, выросла с 16% в 1978 году до 38% в 2009 году.
Отапливать дома американцы предпочитают все более экономно