ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Плана спасения Европы хватило на два дня
Плана спасения Европы хватило на два дня3-07-2012, 13:54. Разместил: VP |
"Брюссельское чудо" - план спасения еврозоны - все больше напоминает то ли шарлатанство, то ли дешевый трюк, призванный ненадолго обмануть и успокоить рынки. Экономисты спрашивают: что конкретно будут делать с долгами Греции, Испании и Италии, и не могут получить ответ на этот вопрос
Брюссель. 3 июля. FINMARKET.RU - Эйфория после саммита ЕС, сумевшего найти решение проблем еврозоны, прошла, а вопрос остался - как смогли страны, которые еще за день до того были решительно не согласны во всем, вдруг найти компромисс по всем вопросам.
Эйфория была недолгой:
Рынки отыграли новость бурным ростом, но теперь экономисты и банкиры говорят прямо - это вовсе не решение, а очередная отсрочка серьезного разговора о будущем еврозоны. Так считает, например, известный экономист и нобелевский лауреат Пол Кругман, который пишет о том, что уступки Германии и других зажиточных стран еврозоны остаются крошечными по сравнению с масштабами проблем. Передышка, которой добились лидеры ЕС, ничего не изменит в долгосрочной перспективе. Чтобы спасти евро, европейскому ЦБ, как минимум, придется активно скупать облигации проблемных стран и допустить значительный рост инфляции в странах еврозоны.
Саммит - великая иллюзия
Когда эйфория пройдет, биржевым трейдерам станет понятно, что лидеры ЕС на саммите, на самом деле, не приняли ни одного конкретного решения. По-прежнему непонятно, как новая система будет работать и чем она будет отличаться от старой. Несколько вопросов к европейцам есть у Гэвина Дэвиса, экономиста и руководителя Fulcum Asset Management. Он считает, что дьявол кроется в деталях предложений европейских лидеров, которые только запутывают все дело.
1. Помощь банкам из антикризисного фонда ESM. Это важнейшее решение саммита, но оно вступит в силу лишь после создания общеевропейского финансового регулятора и утверждения Евросоветом. Шансы на то, что этот механизм будет еще долго существовать только на бумаге, очень велики.
2. Очередность возвращения долгов. Согласно договору о создании ESM, фонд не получил права преимущественного погашения долгов перед ним. Первыми в очереди все равно будут частные кредиторы, а значит, ничего не изменилось, и передать долги проблемных банков институту, который готов ждать, не вышло: жадные частники все равно могут требовать погашения долгов перед ними, даже если вся еврозона полетит в пропасть.
3. Покупка фондами облигаций Испании и Италии. Пассаж о том, что ESM сможет "гибко и эффективно" стабилизировать рынок облигаций, не содержит ничего нового. Антикризисные фонды и так могли покупать облигации проблемных стран как на первичном, так и на вторичном рынке. Правда, стране для этого нужно было обратиться за помощью фонда официально. и в обмен согласится на жесткую программу экономии. Есть и другое неприятное обстоятельство: деньги на борьбу с кризисом берутся из одной кубышки, и если у ESM их прибудет, то у ЕЦБ - убудет, и его возможности по скупке бумаг будут ограничены.
Это значит, что для рынка суверенных долгов проблемных стран ничего не изменилось, просто помощь будет поступать не из одного "евро-кармана", а из другого.
С Дэвисом согласен и профессор экономики Graduate Institute в Женеве Чарльз Виплош. Текст итогового коммюнике саммита наполнен фразами, которые должны произвести благоприятное впечатление, но речи о серьезных и конкретных обязательствах там нет. Виплош убрал из текста все словесные узоры, не наполненные смыслом, и вот, что у него получилось:
Все в руках ЕЦБ
Группа аналитиков CitiGroup во главе с Уильямом Буйтером пишет о том, чего лидеры ЕС не сделали: они не увеличили размеры антикризисных фондов до достаточного уровня, не написали единые для ЕС протоколы работы с проблемными банками, не создали специальный фонд для поддержки банков. Возможно, 5 июля свое слово скажет ЕЦБ, который может помочь еврозоне, если смягчит свою денежную политику.
Саммит или фикция?
Понятно, что любая хорошая идея может утонуть под волнами критики и сомнений. Но вряд ли так можно сказать о решениях брюссельского саммита. Дело не только в том, что европейцы предприняли недостаточно мер для борьбы с кризисом. Дело в том, что эти меры могут быть вообще не реализованы. Чтобы деньги главного антикризисного спонсора Европы - Германии - потекли в проблемные страны еврозоны, немцы должны одобрить эту проводку: сначала за это должен проголосовать парламент (это уже произошло 29 июня), затем решение должен вполне формально утвердить президент Германии Йоахим Гаук. Но Федеральный конституционный суд попросил его не торопиться с подписанием: суд ожидает исков возмущенных граждан, направленных против помощи странам европейской периферии. К сомнениям немцев спешат присоединиться другие европейцы, чьи экономики пока остаются на плаву. В понедельник вечером правительство Финляндии сообщило своим парламентариям, что намерено заблокировать любые программы помощи через выкуп облигаций на вторичном рынке. Финнов уже поддержали голландцы. Вернуться назад |