ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Крушение гиганта

Крушение гиганта


17-04-2012, 08:51. Разместил: VP

Удивительное восхищение вызывают такие вопросы аналитиков «ой, а почему Apple так сильно упал?» «Что же пошло не так с самой любимой компанией трейдеров и фондов»? Вызывают изумление все эти восторженные возгласы о параболическом росте до 1000 баксов и 100 млрд прибыли после освоения Китая. Весь этот бред, что Apple захватит мир и так далее, тому подобное.

Аварийная эвакуация из акций Apple со стороны крупняка началась в тот момент, когда при падении S&P и всех остальных рынков, акции Apple были едва не единственными, которые росли, демонстрируя исключительную устойчивость, тихую гавань и все, что с этим связано. Это было 9-10 апреля. Я уже устал повторять, но нарочитая слабость рынка – это сигнал к покупке, а нарочитая сила рынка или акций – это сигнал к продаже.

Нет, 10% обвал Apple за 5 дней – это еще не начало конца. Так быстро не разворачиваются. Даже дотком развернулся не за один месяц, поэтому на этих уровнях в течение нескольких месяцев будет волатильная проторговка, но основной импульс восхождения Apple завершен. +75% за 3 месяца? Таких быстрых денег больше никогда не будет в Apple. Теперь это история, о которой будут писать книги.

До тех пор, пока толпы баранов ночуют возле магазинов Apple по 2-3 дня, чтобы первыми после презентации купить яблодевайс и пока с энтузиазмом продают свои органы (почки, глаза, мозги), чтобы получить немного денег на яблодевайс, то компании ничего не угрожает. Однако, все рано или поздно изменится...

В основе успеха Apple лежит мода. Мода – зачастую иррациональные социально-психологические трансформации под акселерацией воздействия экзогенных и эндогенных факторов. Например, нельзя определенно сказать, почему в обществе в определенный момент пользовались успехом рок музыка (70-е года), диско (80) и попса (90). Нельзя сказать, что лучше диско или попса, т.к. для одних лучше одно, а для других другое, но при этом восхождение другого стиля не убивает предыдущий. Просто, так называемый, общественный контур внимания концентрируется и зацикливается на чем-то новом, т.к. старое уже наскучило, приелось, либо смена приоритетов происходит на волне социальных, политических или технологических ихменений.

Или, например, в 60-70-е годах, когда была экспансия СССР и США в космос, то в обществе спросом пользовались книги, произведения и фильмы про космос. Тогда, кстати и появились такие легендарные серии, как Звездные Войны и Звездный Путь. Понятно, что мода распространяется не только на искусство: литература, живопись, музыка, кино, архитектура, но и на товары: одежда, машины, техника.

В принципе, в моде изначально доминируют иррациональные мотивы выбора. Стремление к новому, что не всегда является лучшим. Боязнь изоляции от общества, стремление быть в тенденции общества, подражание. Важный атрибут – это новизна, при этом в большей степени в маркетинговом плане, а не в технологическом, т.к. часто бывает, что все якобы модные новинки уже имели аналоги в прошлом, но они были не раскручены. Второй атрибут – степень популярности и общественного признания.

По сути Apple не изобрела ничего нового, т.к. смартфоны и планшеты были до Apple. Кроме того Apple не делает ничего лучше конкурентов, т.к. у тех же Samsung и HTC устройства в технологическом плане ничем не уступают яблодевайсам. Но ключевой фактор успеха – это продвижение, позиционирование, адаптация, внедрение.

Людям всегда нужно за что-то зацепиться, чем-то заморочиться. Если бы не было Apple, то был бы кто-то другой на ее месте. Просто Apple эксплуатирует данную человеческую слабость. Устройста Apple покупают не потому, что они лучше. 95% покупателей понятия не имеют о том, что покупают. Они берут бренд. А что такое успешный бренд в конкретный момент? Это то, что пользуется успехом и почетом в обществе. Сейчас покупать Apple якобы круто и модно. Везде яблопад, яблофон, везде новости про Apple. Но чем сильнее эмоциональное вовлечение, то тем быстрее наступает конец.
Именно по этой причине каждый раз, когда пишу про Apple, то указываю 2014 год, как год разворота и начала погружения Apple ко дну.

Мода имеет инерцию. Зарождение звезды, как и ее закат происходит не сразу, но он происходит. Цикличность не меняется столетиями. Сначала возникновение новой моды (2007 год), потом распространение (2008-2012), где пик приходится на 2010-2011, в 2011-2012 следует потеря исключительности после роста влияния конкурентов, далее спад (2013-2014). Устройство перестает быть модными, если оно получило широкое распространение. Это закон моды.

Помнится, в 80-90-х годах иметь устройства Sony и японскую технику была мечта. Был дефицит. Все копили деньги на их видеоплееры и телевизоры. Прошло время, рынок насытился, модели приелись, телевизоры прогрессировали, но ничего принципиально нового не появилось.

А теперь Sony сообщается о 4 годе подряд, когда подразделение телевизоров несет убытки. Они были когда-то лидерами, лучшими. Акции Sony на 20 летнем минимуме!

6 лет назад Nokia контролировала под 80% рынка мобильных устройств. Теперь говорят о реструктуризации компании с намеками о возможном банкротстве. Акции Nokia на 15 летнем минимуме.

Стала ли Sony производить более худшие телевизоры? Вероятно, что нет. За последние 10 лет ТВ от Sony совершили технологический рывок, но спрос не вырос, а убытки появлись. Стали ли устройства Nokia менее надежными? Нет. Стали ли они менее технологичными? Нет, они стали лучше, но спрос упал и первые убытки нарисовались

Станут ли устройства Apple лучше через 5 лет. Станут, как и все устройства от конкурентов, но в условиях конкурентного рынка Apple не удержит долю. Они сожмутся, маржа упадет, придется демпинговать, выходить на нишевый рынок.

Дело в том, что если сейчас Apple якобы круто, но через 2 года это (вся эта шумиха, истерия) так всем надоест, что от одного упоминания Эппл будут плеваться за 10 метров, а наличие устройства в кармане будет признаком отсталости. У тебя Apple? Да ты тормоз, сейчас никто этот отстой не покупает. Сейчас в моде YYY или XYZ....

Мы с вами наблюдает драматическое сжатие гиганта. Такое бывает раз в десятилетие. Смотрим и видим. Прощай, Эппл, прощай. Через 2 года ты станешь таким же заурядными, как и все.


Вернуться назад