Минск в погоне за кредитами: между молотом и наковальней
Юрий Баранчик
На этой неделе произошло знаковое событие - официальный Минск в лице правительства и Нацбанка обратился в МВФ с просьбой о выделении кредита. Озвучены также сумма и сроки выделения желаемого кредита - 3,5-8 млрд. долларов на 3-5 лет. Это заявление сразу расставило многие смысловые акценты происходящего. Денег надо больше, чем 10 млрд. долларов Во-первых, очевидна стала обоснованность озвученной российским вице-премьером Алексеем Кудриным той суммы (7,5-9 млрд. долларов), на которую белорусская сторона должна провести приватизацию активов. Сумма кредита, запрашиваемого официальным Минском у МВФ, находится в этих же пределах. Во-вторых, той суммы (3 млрд. долларов), которая поступит республике по линии ЕврАзЭс за три года, явно будет недостаточно даже для стабилизации валютной ситуации, не говоря о чем-то другом, гораздо более важном и системном с точки зрения развития белорусской экономики и валютно-финансовой системы. В-третьих, возможно, официальный Минск готов выбрать как все российское предложение (3+7,5-9 млрд. долларов), так и весь предполагаемый транш от МВФ. А это значит, что потребность в деньгах гораздо больше, чем, скажем, 10 млрд. долларов и приближается к 12-15 млрд. долларов на следующие 3-5 лет. Вот тут мы и подошли к тому, что, оказывается, реальное положение официального Минска гораздо хуже того, чем он пытается показать. За примерами ходить далеко не надо. Дело дошло до возвращения в 90-е - отдельные товары (в частности, машины) стали продавать белорусам и иностранцам за валюту, а некоторые (в частности, бензин) - иностранцам исключительно за валюту. Т.е. на счету не то, что каждый миллион долларов, а каждый доллар, поступающий в госказну. Значит, дело действительно плохо. Скорее всего, речь идет действительно о месяце, как предельном сроке, в течение которого власть должна найти выход из создавшейся ситуации. Вместе с тем, еще две недели назад ситуация представлялась более стабильной. Есть и еще один фактор, почему официальный Минск запросил помощи у МВФ, не дожидаясь решения Антикризисного фонда ЕврАзЭс, которое должно быть озвучено 4-7 июня в Киеве. Данным обращением официальный Минск, конечно, хочет оказать давление на российское руководство, от которого, собственно, и зависит выделение первого транша кредита в размере 800 млн. долларов. Мол, можете попасть в некрасивую ситуацию, если не дадите 800 млн. долларов, а МВФ возьмет и даст. Но дело-то в том, во-первых, что 800 млн. долларов от Антикризисного фонда ЕврАзЭс - это только своеобразная политическая поддержка приватизационной программы официального Минска, так сказать, бонус. Нет приватизационной программы - нет бонуса. Бонус просто так не дается. Поэтому здесь еще вопрос кто кого и чем может шантажировать. Во-вторых, пока МВФ примет решение о выделении 3,5-8 млрд. долларов, особенно с учетом наличия в республике политзаключенных, чья судьба небезразлична Западу, пройдет месяца два-три. За это время белорусский "зайчик" может преждевременно загнуться и не прийти в себя. В-третьих, возможно, официальный Минск понимает, что без приватизации не будет ни 7,5-9 млрд. долларов, ни 3 млрд. долларов, поэтому предварительно решил прощупать почву в МВФ - получится ли избежать российских условий или все же придется на них соглашаться. Если МВФ (США и ЕС) даст слабину, и белорусские переговорщики увидят такой зеленый свет в конце тоннеля, то российское предложение с жутким шумом будет отвергнуто как посягающее на основы белорусской государственности и суверенитета. Если же позиция будет твердой, тогда, возможно, придется идти и на российские условия. Таким образом картина выглядит сегодня, хотя еще две недели назад возможный сценарий поведения белорусских властей выглядел совсем иначе. Слом сценария Решить все белорусские проблемы предполагалось путем одной ловкой схемы, которая выглядела, возможно, приблизительно следующим образом. Сначала, под обещание приватизационных реформ и для латания первоочередных дыр в торговом обороте и на рынке налички, необходимо было вытянуть из России 800 млн. долларов. После получения первого транша из Антикризисного фонда ЕвоАзЭс, в июне-июле, параллельно с освобождением белорусских декабристов, начать активные переговоры о выделении кредита с МВФ по ранее наработанной уже схеме "люди в обмен на деньги". После получения первого транша от МВФ, снова вернуться к переговорам с Россией на 400 млн. долларов, но опять исключительно под лозунги о приватизации. В результате 3-4 млрд. долларов до конца года планировалось насобирать по сусекам. Т.е. такая классическая схема разводки двух богатеньких "лошков" на деньги. Таким образом, власть планировала выиграть 3-4 месяца и обеспечить себе временную передышку хотя бы на внешнем фронте до зимы, поскольку с декабря прошлого года власть находится в крайне возбужденном состоянии. Но что-то пошло не так, и в результате белорусская сторона вынуждена была озвучить свою просьбу к МВФ еще до заседания Антикризисного фонда ЕврАзЭс 4-7 июня. Скорее всего, дело в ухудшении экономической ситуации в стране, поэтому официальному Минску уже не до гимнастической эквилибристики между молотом и наковальней. Пока товары в магазинах есть и люди получают зарплату. Но это "пока" может закончиться уже завтра - совсем скоро надо будет давать первые отпускные. Народ их тут же понесет менять на продукты и товары или переводить в валюту, что может вызвать очередной ажиотажный всплеск на рынке наличной валюты и на потребительском рынке. Кроме того, есть еще три неизвестных фактора - это твердость позиции России насчет приватизации; твердость позиции США и ЕС насчет политзаключенных; твердость позиции МВФ насчет реформ. Будет ли МВФ жестко настаивать на проведении рыночных реформ или же, как и в прошлый раз, все сведется к политическим играм. Расчет официального Минска прост - Россия не захочет иметь очередной скандал с Беларусью, во-первых, накануне своих выборов и, во-вторых, т.к. в случае чего стране поможет МВФ. Поэтому кредит из Антикризисного фонда ЕрвАзЭс гарантирован даже без приватизации. Верен этот расчет или нет - мы узнаем уже в субботу-понедельник.
REGNUM-Беларусь
В Белоруссии начался дефицит бензина
ИА REGNUM
В ряде городов Белоруссии отмечен дефицит дизтоплива и бензинов, в результате чего автолюбители вынуждены объезжать по несколько АЗС, пытаясь заправить бак своего автомобиля, сообщает 3 июля корреспондент ИА REGNUM. В столице Белоруссии проблемы с покупкой дизтоплива отмечены на многих АЗС разных компаний - "Лукойл", "Славнефть", Газпромнефть-Белнефтепродукт" и некоторых других. Проблемы с приобретением дизтоплива отмечены и в Минской области. В Витебске, Гродно и других областных центрах Белоруссии на ряде АЗС ограничен отпуск физлицам не только дизтоплива, но и бензина А-92: его реализуют только субъектам хозяйствования и только по безналичному расчету. При этом установлена норма: 100 литров - на грузовой транспорт и 20 литров - на легковой. Об этом свидетельствуют соответствующие объявления на заправках, а также устные объяснения работников АЗС. По мнению белорусских автовладельцев, сделанные ранее официальными представителями госконцерна "Белнефтехим" объяснения по поводу ограничений отпуска топлива на АЗС несостоятельны: граждане полагают, что власти придерживают реализацию нефтепродуктов до очередного повышения цен на бензины и дизтопливо, а также надеются продать нефтепродукты с большей выгодой за рубеж. Как сообщало ИА REGNUM, 3 июня компания "Газпромнефть-Белнефтепродукт" отказалась от реализации нефтепродуктов на АЗС за наличные рубли. В решении компании отмечается: "В целях безусловного выполнения договорных обязательств с субъектами хозяйствования Белоруссии и с учетом недостатка нефтепродуктов временно, до особого распоряжения, со 2 июня отпуск бензина А-92 и дизельного топлива производить только по безналичному расчету". Напомним также, что на минувшей неделе сеть заправочных станций "А-100" не реализовывала в течение несколько дней населению бензин А-92. Согласно сообщениям пресс-службы госконцерна "Белнефтехим", перебои с реализацией нефтепродуктов не носят повсеместного характера - на государственных АЗС дефицита топлива нет, а ограничения на продажу нефтепродуктов иностранным гражданам вызваны массовым вывозом белорусского топлива в соседние страны, где оно существенно дороже.
Вернуться назад
|