ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Слабеющая сила нефтедоллара. В Америке назревает рецессия, но никто не готов взглянуть угрозе в лицо. «Забалансовые операции»: откуда берёт и куда прячет денежки ФРС США

Слабеющая сила нефтедоллара. В Америке назревает рецессия, но никто не готов взглянуть угрозе в лицо. «Забалансовые операции»: откуда берёт и куда прячет денежки ФРС США


19-07-2017, 08:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Слабеющая сила нефтедоллара

 

"Рейтер"

(Мнения, представленные здесь, являются мнениями автора, обозревателя "Рейтер".)

Джейми МакГивер

ЛОНДОН, 13 июля (Рейтер) - Когда Федеральная резервная система начнет сокращать свои вложения в государственные казначейские облигации США, как ожидается, в конце этого года, то некоторые из самых постоянных покупателей облигаций США за последние 15 лет могут оказаться не особо готовыми восполнить этот недостаток.

До финансового кризиса приток "нефтедолларов" был одной из самых мощных сил, приводивших в движение американский рынок облигаций и доллар, так как экспортеры нефти инвестировали свои избыточные доходы от расширяющейся торговли в государственные казначейские облигации США.

Но этот приток уже не тот, что раньше, и может иссякнуть еще больше. Стимулирование ФРС на 1,7 триллионов долларов заглушило спрос со стороны экспортеров нефти, а их когда-то огромные излишки торгового баланса сократились из-за вялых цен на нефть. 

Больше не имея большого количества только что полученных денег для вложения за границей, эти страны укрепляют свое финансовое положение и обеспечивают стабильность дома. 

Трудно точно оценить вложения стран-нефтепроизводителей в казначейские ценные бумаги, но на первый взгляд их доля на американском рынке облигаций сегодня меньше, чем была до мирового финансового кризиса, начавшегося десять лет назад.

В 2007 году на 12 экспортеров нефти Ближнего Востока и Африки приходилось 3,2% подлежащих уплате американских казначейских облигаций, за исключением собственных вложений ФРС, согласно подсчетам "Рейтер". В прошлом году эта доля составила 2,5%.  

Что примечательно, 75-процентный обвал цен на нефть с середины 2014 до начала 2016 года, по-видимому, оказал слабое влияние на их вложения в американские казначейские облигации. По крайней мере, пока.  

На те же самые 12 стран приходилось 2,4% подлежащих уплате американских государственных казначейских облигаций за исключением вложений ФРС в середине 2014 года, когда нефть стоила 115 долларов за баррель, а цена только собиралась начать снижение до нового рекордного минимума за много лет в 27 долларов. 

Эти страны продолжают увеличивать их вложения в казначейские облигации. В 2007 году их общие вложения составляли 118 миллиардов долларов, а в прошлом году - более 500 миллиардов долларов.

Но обвал цены на нефть с рекордно высокого значения в 148 долларов за баррель в середине 2008 года наряду со стремительным количественным смягчением ФРС уменьшили влияние нефтедолларов на казначейские облигации.   

От избыточного дохода к дефициту 

Местонахождение международных инвестиций стран-нефтепроизводителей, как известно, трудно точно определить, так как публично раскрывается очень мало информации. 

Даже размер их вложений может быть туманным. В 2007 году Международный валютный фонд оценивал, что государственные инвестиционные фонды Объединенных Арабских Эмиратов могут содержать от 250 до 875 миллиардов долларов.

Считается, что часть нефтедолларов снова инвестируется за океаном через такие офшорные финансовые центры как Британия (Лондон), Бельгия, Люксембург, Ирландия, Швейцария и Каймановы острова. 

Из 17,3 триллионов долларов американских ценных бумаг в прошлом году, от акций до облигаций, на эти центры приходилось 6,56 триллионов долларов, что означает, что почти 40% всех американских финансовых ценных бумаг находятся в шести относительно небольших - или, прямо скажем, крошечных - руках.

Часть этого будет почти наверняка вложено в более рискованные активы, такие как акции и облигации корпораций, которые предлагают более высокую прибыльность, чем доходность государственных облигаций, упавшая с момента кризиса из-за скупки активов центральными банками.  

По некоторым показателям нефтедоллар находился на пике своего глобального могущества в 2006 году. Экспортеры нефти и энергоресурсов снова пускали в оборот около 500 миллиардов долларов на глобальных рынках банковского кредитования и финансовых рынках в том году, согласно BNP Paribas. 

Положительные сальдо по текущим счетам с 2000 по 2014 год поступали на заграничные рынки через государственные инвестиционные фонды, чтобы дать этим странам не-нефтяной доход и поток прибылей. Покупка американских государственных облигаций также служила для того, чтобы сохранять привязку их валют к доллару. 

Эти годы экономического подъема оставили значительный фонд ресурсов, на который можно положиться в тяжелые времена. Сегодня ближневосточные и африканские государственные инвестиционные фонды контролируют более 3 триллионов долларов активов, это в два раза больше, чем примерно 1,6 триллионов долларов до кризиса в 2007 году.  

Но при цене на нефть ниже 60 долларов за баррель в последние два года - ниже 50 долларов большую часть этого времени - их финансы находятся в условиях жесткого давления. В краткосрочном плане, как это случилось недавно с Катаром, жесткий курс национальных валют может оказаться под ударом. В долгосрочном плане внутреннее социальное и экономическое давление приведет к уменьшению, а не увеличению валютных резервов.   

У стран-членов ОПЕК в 2015 году впервые с 1998 года был совокупный дефицит счета текущих операций. Дефицит Саудовской Аравии в прошлом году составил 8,7% ВВП по сравнению с активным балансом почти в 30% в 2005 году. 

Когда ФРС начнет свой постепенный выход с рынка казначейских облигаций, Саудовская Аравия и другие страны-экспортеры нефти с меньшей долей вероятности восполнят недостаток, как это было всего несколько лет назад.  

(Сообщение - Джейми МакГивер; графика - Джейми МакГивер и Ритвик Сарвало; редактирование - Кэтрин Эванс)

 

 

«Забалансовые операции»: откуда берёт и куда прячет денежки ФРС США

Федеральная резервная система США оказывает влияние не только на политику США, но и на мировую политику. И на экономику, разумеется. Курс рубля, к примеру, может поколебаться не от решения, а всего лишь от заявления ФРС. Да что там рубля, который и за нефтью бегает, как привязанный, — комментарии руководства ФРС запросто влияют даже на индексы азиатских бирж. Однако в последние годы не ладится что-то в американском финансовом королевстве…



На валютных торгах в минувшую среду рубль внезапно подорожал. Это случилось после заявления главы ФРС. На 19:58 мск. доллар опустился к российскому рублю на 72 копейки.


Фондовые площадки Азиатско-Тихоокеанского региона утром в четверг тоже показали рост. По состоянию на 07.49 мск индекс Shanghai Composite (Шанхайская фондовая биржа) увеличивался на 0,44%, гонконгский Hang Seng Index — на 1,07%, корейский KOSPI — на 1,23%. Отмечается, что эти биржи растут вслед за рынками США после выступления Дж. Йеллен.

Всё дело в том, что глава ФРС пообещала повышение процентных ставок в США, но исключительно постепенное. Сильного же повышения и вовсе не будет. Выступая с речью перед конгрессменами, мадам Йеллен сообщила , что ФРС будет сворачивать масштабный портфель облигаций, но при том будет внимательно следить за уровнем инфляции.

По словам Йеллен, экономика в стране растёт медленно, однако прирост числа рабочих мест продолжается, а потребительские расходы держатся на уверенном уровне. Кроме того, вырос объём инвестиций в бизнес.

Результат влияния заявления Джанет Йеллен на родную экономику: на фондовых рынках США в среду отмечалось повышение, а индекс «Доу» достиг рекордной отметки.

Согласно мнению некоторых экспертов, у Вашингтона существуют огромные проблемы из-за растущего долга, и ФРС уже отвернулась от поддержки долговой пирамиды США. Есть также мнение, что Джанет Йеллен скоро распрощается с постом председательницы ФРС.

Гипотезу о том, что у ФРС есть большие трудности с поддержанием долговой пирамиды Америки, рассматривает известный экономист Валентин Катасонов на страницах издания «Фонд стратегической культуры» .

Эксперт напоминает: дыры федерального бюджета США затыкаются долговыми бумагами, выпускаемыми Минфином США (облигации, векселя, ноты). Однако вставлять «кляп» становится всё труднее. Тому есть три причины.

1. Некоторые государства сокращают портфели американских долговых бумаг. Крупнейшим зарубежным покупателем казначейских бумаг США долго был Китай. Но если в конце I квартала 2016 года у Китая казначеек было на сумму 1.242,8 млрд. долл., то через год, в конце I квартала 2017 года, показатель уменьшился до 1.092,2 млрд. долл.

2. От казначейских бумаг начали отказываться традиционные консервативные инвесторы: фонды социального страхования, пенсионные фонды, страховые компании. Эти бумаги не обеспечивают необходимой им доходности: с годами эти консервативные инвесторы превратились в азартных игроков финансового рынка, считает Катасонов. Итог: в группе основных институциональных инвесторов США (пенсионные и страховые фонды) доля бумаг трежерис в активах сократилась до 10%.

3. В 2014 году Федеральный резерв завершил свою программу количественного смягчения, предусматривавшую скупку американских казначейских и ипотечных бумаг. Теперь Федрезерв должен начать «разгрузку» баланса, напоминающего пузырь. «Разгрузка» предполагает продажу казначейских бумаг, но кому продавать при низком спросе?

Общий итог: поддерживать долг государства при помощи казначейских бумаг правительству стало трудно. И очевидное первейшее средство здесь — поднятие ключевой ставки ФРС (о чём, напомним, и толкует Дж. Йеллен, упирая на «постепенность»). Это должно повысить доходность казначейских бумаг США и оживить спрос. Однако Катасонов (точнее, американский Минфин) видит у этого решения множество минусов.

Минфин уже напомнил: на обслуживание долга США тратится почти двести миллиардов долларов ежегодно (примерно 7-8% расходов федерального бюджета). Повышение ставки, по всей видимости, приведёт к тому, что расходы на обслуживание долга станут главной статьёй расходов.

В последние годы у казначеек появились «экзотические» покупатели. «На конец I квартала 2017 года, — пишет В. Катасонов, — объём казначейских бумаг, находившихся у иностранных владельцев, был равен 6,07 трлн. долл. по сравнению с 6,24 трлн. долл. за год до этого. Сокращение составило лишь 0,17 трлн. долл. Оно было бы намного большим, но массовые продажи ряда стран были компенсированы рядом экзотических государств и юрисдикций, выступающих в качестве покупателей. В списке главных зарубежных держателей казначейских бумаг США появились новые юрисдикции, которых до финансового кризиса 2007-2009 гг. и программы КС в США не было в первой двадцатке. Это Ирландия и Каймановы острова, которые сегодня заняли третье и пятое места в списке ведущих держателей американских государственных бумаг. Стоимость портфелей американских казначейских бумаг указанных юрисдикций значительно превышает их ВВП. Такие страны, как Бельгия, Люксембург и Швейцария, были и десять лет назад среди ведущих держателей американских казначейских бумаг, но их активность по покупке таких бумаг в текущем десятилетии значительно возросла, особенно после завершения американской программы КС».

Подобные «компенсации» обеспечиваются преимущественно частными инвесторами. Известно, что упомянутые юрисдикции — оффшоры (в одной только Ирландии зарегистрировано более семисот компаний американского происхождения). То же и с Каймановыми островами, процветающим оффшорным центром. Эксперты считают, что вкладывать огромные деньги в трежерис инвесторов подталкивают надежды на повышение доходности бумаг.

Катасонов озвучивает иную версию: закупки американских государственных бумаг проводит… сам Федеральный резерв США! Программа количественного смягчения окончена, и теперь американская ФРС скупает бумаги тайно, действуя через фонды и компании, принадлежащие его главным акционерам и находящиеся в юрисдикциях. Канадский финансовый аналитик Роб Кирби и американский специалист по банкам Эллен Браун отмечают, что «закулисную скупку» начал ещё предыдущий председатель ФРС Бен Бернанке. Эту версию поддерживает и экономист Пол Крейг Робертс.

Самого Катасонова смущает «лишь один момент». Откуда такие деньги? На что проводятся гигантские закупки?

Эксперт напоминает о так называемых забалансовых операциях — примерно таких, какие Федеральный резерв осуществлял в годы финансового кризиса, начавшегося в 2007 г. В те годы Майклу Блумбергу удалось через Конгресс США добиться решения о частичном аудите ФРС. Оказалось, что Федеральный резерв выдал в то время кредитов на сумму более 16 триллионов долларов. Бен Бернанке ничего вразумительного конгрессменам сказать не смог, а затем дело замяли.

Остаётся верить в то, что ФРС продолжает скупать казначейские бумаги, попросту пользуясь «печатным станком».

В связи с гипотезами американских экспертов и предположениями Катасонова весьма интересной представляется информация о вероятном решении президента Трампа.

Любопытно, что мистер Трамп собирается поменять начальство ФРС: вместо Джанет Йеллен на пост главы ФРС поставить другого человека.

Президент США склоняется к выдвижению на пост главы Федеральной резервной системы Гэри Кона. Замена может произойти в следующем году. Об этом анонимно сообщают информированные лица из Белого дома.

Упомянутый мистер Кон сейчас возглавляет Национальный экономический совет при Белом доме, а прежде трудился на должности президента «Goldman Sachs». Издание «Politico» считает пишет, что Кон гарантированно получит назначение на пост главы ФРС.

Что касается срока замены, то здесь всё очевидно: мадам Йеллен приступила к своей работе в феврале 2014 года, а срок полномочий главы ФРС составляет 4 года. Не позднее февраля следующего года у системы появится новый начальник, и мировые биржи ожидают новые потрясения, ибо весь мир по-прежнему крутится вокруг доллара. Не исключено также, что в 2018 году мистер Трамп и новое начальство печатного станка попробуют поправить дела американского государства при помощи победной войнушки.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru


Вернуться назад