«Довлеет ощущение, что экономические гиганты больны…» Что-то в «консерватории» надо подправить?
Газета «Ведомости» опубликовала очень показательный материал относитьно реальной ситуации с бизнесом ряда ведущих мировых компаний-гигантов — «Стратегии Coca-Cola, IBM, Walmart Stores и других гигантов больше не работают«. Их не просто «трясет». Речь идет о том, что даже самые успешные и знающие мировой рынок фирмы стоят сейчас как бы с разведенными руками и думают: «Куда с такой коньюнктурой податься?»
Фото «Ведомости» - Bloomberg
Самое интересное в этой статье — это то, что по духу и выводам она полностью коррелируется с материалом, который был здесь представлен вчера — «С китайской трибуны сегодня сказано: «Система международных финансов устаревает, она неспособна…» И вот, о чем пишуют «Ведомости»: «В конце октября AT&T снизила прогноз прибыли. Coca-Cola отчиталась о низком объеме продаж. IBM призналась, что не получит дохода, на который рассчитывала. Сопоставимые магазинные продажи Walmart Stores в США не растут с 2012 г. Акции General Electric со времен кризиса не поднимались выше $30. Треть компаний из Dow Jones Industrial Average объявляли о сокращающемся или низком объеме продаж за последние 12 месяцев, гласят данные S&P Capital IQ.
Рост выручки где-то половины промышленных предприятий не смог обогнать инфляцию в США — 1,7%. У каждой компании собственные проблемы. У Coca-Cola — изменение вкусов потребителей. У IBM — изменения в технологической индустрии. Но над всем довлеет ощущение, что эти гиганты больны. Когда-то они открыли формулу успеха, сделавшую их слишком большими, чтобы быстро меняться вслед за рынками. (Рынки падают, между прочим, не биржи, а именно рынки: биржи на пиках, а рынки на спадах — хорошенькая ситуация… — С.Ф.). «Ни в одном из этих случаев нельзя говорить о патологии», — уверяет Анил Гупта, профессор Университета Мэриленда. Им удалось поставить себе на службу ресурсы, которые трудно быстро изменить: речь не только о технологических системах, но и о персонале, и о бизнес-процессах, которые заточены на успех при определенных внешних условиях. (И ни слова о текущей мировой финансово-экономической ситуации. Только о размытых «определенных внешних условиях» — С.Ф.). «Это то, что делает вас успешными. И одновременно ограничивает рамками текущей парадигмы, — говорит Гупта. — Вы становитесь большими, но оказываетесь в ловушке». (Так говорит, будто «большими» они стали вчера — С.Ф.). Термин «голубые фишки» вошел в обиход благодаря репортеру Dow Jones Оливеру Джингольду в первой половине 1920-х гг. Акции этих гигантов входят в индекс лидеров Dow Jones Industrial Average, всего их 30. Но из-за того, что для многих компаний из индекса Dow Jones (!!!) наступили трудные времена (это при растущих-то, летящих вверх биржевых индексах такие откровения?! — С.Ф.), так называемые лидеры отраслей уже фактически не лидеры. Coca-Cola последним из гигантов обнародовала прогнозы, напугавшие инвесторов. Гендиректор Мухтар Кент пообещал, что 2014 г. будет «годом свершений». Сделал он это в прошлом году, когда стало ясно, что продажи и выручка не смогут выйти на запланированный уровень (рынок падает — продажи падают — С.Ф.). Но почти все показатели III квартала этого года оказались ниже прогнозируемых. Второй раз за три квартала не был достигнут планируемый объем продаж и понижен долгосрочный прогноз по выручке. Компания заявила, что и следующий год не станет лучше. (Что ж индекс биржи взлатает? — Спекуляции? Пузырь? — С.Ф.). Успех компании — не только в обладании секретной формулой газировки. Она знает, как ее продавать. Десятки лет ее стратегия приносила неплохие деньги. Но не в наши дни. Американский рынок газировки падает уже 10 лет — люди всерьез задумались о количестве сахара, который содержится в напитках (вот он — секрет падения бизнеса Coca-Cola?). Низкокалорийные Diet Coke и Coke Zero помогли смягчить падение. Но потом американцы задумались, а так ли полезны подсластители, заменившие сахар. Продажи «диетических» напитков сразу упали вдвое. Долгое время своим ростом компанию радовали зарубежные рынки, в том числе Россия, Китай и Бразилия. Но в прошлом году темпы роста там снизились или вообще началось падение. Например, в Мексике, где с января правительство обложило налогом сладкую газировку. Coca-Cola режет издержки, реструктурирует мировую сеть поставок и ищет новые возможности для роста. Аналитик Bernstein Али Дибадж предполагает, что компания сосредоточится на наращивании дивидендов акционерам, а не на увеличении инвестиций в бизнес, переживающий трудные времена («Хватай чемодан — вокзал отходит!» — С.Ф.). IBM десятки лет скупала собственные(!) акции (кристальная честность по повышению собственной капитализации! -С.Ф.). Сейчас в свободном обращении 1 млрд бумаг — сравните с 2,3 млрд в 1993 г. Но 20 октября котировки компании резко пошли вниз после того, как IBM объявила, что 10-й квартал подряд ее выручка падает или же стагнирует, и уменьшила долгосрочный прогноз прибыли. Всего за год акции компании потеряли около 14% — худший результат среди участников Dow Jones Industrial Average. Акции, на выкуп которых IBM в этом году потратила $11,2 млрд, теперь стоят около $10 млрд. Проблемы, которые испытывают голубые фишки сейчас, 20 лет назад были гениальными решениями (выкупать собственные акции и обманывать рынок, демонстрируя фиктивный рост, это, конечно, — конгениально! — С.Ф.). IBM сделала ставку на софт, а не на «железо» — и этот шаг спас компанию. Но сейчас потребители выбирают сервисы, в которых программы и вычислительные мощности арендуются через интернет. IBM ведет бизнес и в этой сфере, но изменение потребительских предпочтений означает, что у легионов консультантов IBM все меньше работы, а облачный бизнес недостаточно развит, чтобы компенсировать выпадающие доходы. IBM продолжает генерировать неплохую выручку, так что база для новых революционных изменений у компании есть. Резкий рост всегда вызов для больших компаний, которые долгое время оттачивали механизмы для конкуренции с более мелкими и слабыми компаниями. А в условиях замедления экономического роста задача становится еще сложнее. …Сидни Финкельштейн, профессор Tuck School of Business Дартмутского колледжа, говорит, что в наши дни перед голубыми фишками встают разнообразные вызовы. Например, глобализация, быстрый технологический прогресс и усложняющиеся операции. У некоторых кончаются рынки(!), где можно продавать их продукцию».
РЫНКИ КОНЧАЮТСЯ! В двух словах — приговор нынешней мировой системе устами американского аналитика… Может, пора что-то подправить в «консерватории»?..
Сергей Филатов
Вернуться назад
|