Вот и президент говорит – о кризисе прежней модели. Как представляется, капитализм исчерпал свою предпоследнюю стадию. Это — знаменитое сращивание банковского и промышленного капитала (она же – «империализм», по В. Ленину), которое привело к образованию могущественного финансового капитала. В настоящий момент развивается цифровой капитал, который предлагает капитализм «нетосов» — глобальных соцсетей — с руководящим центром в лице цифровых гигантов (Фейсбук, Амазон и т. д.).
В отличие от прежней модели корпораций (собственник+работники), новая модель предлагает схему собственник+работники+пользователи. Это — новая стадия — и она претендует на всеобщую включенность («инклюзивность») — в отличие от экслюзивности прежнего капитализма. (Отсюда и концепция «инклюзивного капитализма».)
До сей поры капитализм держался как система, которая захватывает (в том числе, и ментально) новые территории – как рынки сбыта, так и источники сырья и рабочей силы.
Но капитализм уже захватил все территории, оставив, как заповедники некоторые страны – КНДР и Кубу.
Следовательно, ему необходимо развиваться «вглубь», создавая «социальные платформы» — с явным выходом на виртуальные территории – как принципиально новые рынки сбыта и источники сырья (и рабочей силы).
Речь идет о новых неоколониях – о внутренних пространствах, дважды включённых в систему глобального капитализма. На этот раз – разговор ведётся о пролетаризации через цифровизацию. То есть, об отказе от наличных денег, об отмене акционирования, о демонтаже национального и социального государства эпохи «империализма». И об этом откровенно говорит глава ВЭФ К. Шваб.
Это очень рискованный прорыв, который предполагает радикальное переформатирование («Великое Обнуление») всех основ капитализма прошлого века. (Переформатирование прошлого века предполагало «всего лишь» концентрацию ресурсов в руках монополий – при усилении контролирующей роли монополий банковских.)
Постараюсь немного пояснить свою мысль. Сила капитализма (была) в умении диалектически сочетать две, казалось бы, совершенно разные, тенденции. Первая тенденция – к распространению – как вширь, так и вглубь. Вторая тенденция к – ограничению – как к внутреннему, так и к внешнему. Внутреннее ограничение связано, прежде всего, с активностью капиталистического государства, которое ограничивает самих же капиталистов — в их же собственных интересах. В настоящее время налицо мощнейший кризис самих основ государства-ограничителя. Здесь имеется ввиду создание некоего нового властного пространства – «нетосов», ядро которых – цифровые гиганты.
Ограничение же внешнее – связано с наличием пространства, которое не есть капиталистическое. Ранее это пространство было, что позволяло капитализму развиваться вширь, одновременно ограничивая себя. То есть, – уравновешивая две указанные выше основных тенденции.
Теперь капитализм вынужден стремиться к «инклюзивности». Иными словами, к распространению, что и явилось результатом рождения соответствующих концепций. И это «инклюзивное» супер-расширение, скорее всего, и сгубит капитализм.
Здесь особо отмечу всю неуместность ехидных смешков – дескать, капитализму много раз предрекали гибель. А он всё живёт – «и вас переживёт».
Тут надо вспомнить — как много раз смеялись над предсказателями краха «советского» коммунизма. Однако, он взял, да и «крахнулся», причём, совершенно неожиданно для большинства наблюдателей.
За кратчайший период выявился полнейший обвал всей системы, которая, вроде бы, показала (ранее) нехилую такую выживаемость.
Вообще, откуда такой пиетет в отношении капитализма? Он и глобальной системой-то стал только где-то в середине позапрошлого века. А в конце века прошлого вынужден был отвечать на вызовы новой международной системы – «советской».
«Феодализму» (точнее, традиционному обществу) – гораздо больше (просто несоизмеримо) лет. И очень возможно, что вскоре он возродится – но уже в новом, «право-левом» социалистическом формате.