ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Белорусское решение по Усть-Луге станет сильным ответом Литве
Белорусское решение по Усть-Луге станет сильным ответом Литве4-09-2020, 12:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Белоруссия сможет совершать поставки нефтепродуктов через российский порт Усть-Луга, считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов. У Белоруссии большие объемы топливного экспортаМинистр энергетики РФ Александр Новак заявил, что переговоры российского и белорусского премьеров прошли успешно, причем это касается и энергетических вопросов, где стороны обычно с трудом добиваются компромисса. Стороны обсудили возможность переброски экспорта белорусских нефтепродуктов из портов Литвы через Усть-Лугу. «Речь идет о переброске потоков топлива с Литвы на Усть-Лугу. Кроме Литвы Белоруссия пользуется для этого портами соседних Латвии и Эстонии, а всего через Прибалтику экспортируется 6 млн тонн топлива в год», - заключает Фролов. Белоруссия закупает в России 25 млн тонн нефти в год. Из них 7 млн тонн потребляется внутри страны, а из 18 млн тонн два НПЗ данной страны создают топливо и продают его в европейские государства. Для этого используются в том числе литовские порты. Год назад были сведения, что Белоруссия продает на рынок ЕС нефтепродуктов на 12,8 млрд долларов. «25% от 6 млн тонн нефтепродуктов, идущих через Прибалтику, белорусы экспортировали через Литву, поэтому разговор идет о суммарном объеме в 1,5 млн тонн. Основой данного экспорта является дизельное топливо, которое поставляется из Белоруссии конечному потребителю морским транспортом и по железной дороге, если взять такую страну, как Украина», - констатирует Фролов. Украина является одним из крупнейших потребителей белорусского топлива, поэтому непонятно, зачем Киев включился в политическое давление на Минск. Данный конфликт зашел далеко, и прошла информация о возможности отзыва послов. «Украинцы в основном покупают в Белоруссии бензин, а европейские страны – дизель, потому что в Евросоюзе данный вид топлива по целому ряду причин больше всего востребован», - резюмирует Фролов. Интересно, что дизель на Украину в основном поставляет Россия – такое занятное у нас «разделение труда» с Минском. Белоруссия является главным партнером Украины по нефти, а суммарный объем белорусских поставок в эту страну больше, чем прокачка через Литву. «Еще год назад Белоруссия собиралась увеличить прокачку нефтепродуктов через литовские порты, а сегодня отношения между Киевом и Вильнюсом значительно ухудшились. Данный процесс начался после запуска БелАЭС. Литовцы после этого заявили, что они люди гордые и не будут покупать грязную белорусскую электроэнергию», - заключает Фролов. Теперь в Минске решили воспользоваться Усть-Лугой, поскольку данный порт является доступным для белорусского экспорта. «Это крупный порт, который по своей мощности превышает всех своих конкурентов в северо-западной части бывшего Советского Союза, т.е. в районе Балтийского моря, поэтому такой трансферт вполне возможен», - констатирует Фролов. Что касается общих переговоров с РФ по энергетике, то позиция Белоруссии ничем не отличается от ситуации 2016-2017 годов. Тогда Минск так же накопил долги перед Москвой, а проблема была решена с помощью российского кредита. «Существует проверенный для наших отношений способ, когда Белоруссия признает долг России, а наша страна выдает своему союзнику кредит на эту сумму. Таким образом Москва и Минск не раз решали долговые проблемы», - резюмирует Фролов. Перед нами взаимовыгодное сотрудничествоПо поставкам через Усть-Лугу единственный вопрос заключается в транспортных издержках. Литва ближе к европейскому рынку, чем новый российский порт, который располагается в Ленинградской области. «Белоруссия пользуется не только Литвой для экспорта. Точно так же Минск использует Латвию и Эстонию. Расстояние от Минска до Эстонии не отличается от расстояния от Минска до Усть-Луги. Разница точно не является фатальной и сильно влияющей на экономику белорусских поставок, поэтому вариант с Усть-Лугой для Минска рентабелен», - резюмирует Фролов. По российским меркам эти расстояния совсем небольшие, поэтому в случае поставок железнодорожным транспортом значительного удорожания для белорусской стороны не произойдет. Белоруссия по этому вопросу не рубит сук, на котором сидит. «Еще интересно, насколько выгодные тарифы РФ готова предложить, чтобы привлечь белорусские товарные потоки», - констатирует Фролов. Перед нами нормальная торговая диверсификация, потому что через Литву шли далеко не все белорусские экспортные поставки. «Белорусские потери могут быть компенсированы путем скидок российской стороны на перевалку в Усть-Луге, поэтому Минск ничего не теряет, зато получает значительные политические аргументы», - заключает Фролов. В Вильнюсе расположился Координационный совет белорусской оппозиции, которая давит беспорядками на Лукашенко. Литва в этом процессе задает тон, и это нервирует легитимные белорусские власти. 1,5 млн тонн белорусских поставок дают серьезную прибыль для литовцев, поэтому перенаправление их в Усть-Лугу станет чувствительным ответом Белоруссии литовской стороне, которая лишится значительной прибыли. России также выгоден данный процесс. Во-первых, мы сами после 2014 года обходим Прибалтику стороной, а во-вторых, возможности порта Усть-Луга позволяют предоставить Белоруссии необходимые ей транспортные возможности.
Вернуться назад |