ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Малый бизнес: не бояться своих желаний
Малый бизнес: не бояться своих желаний13-12-2016, 09:10. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Малый бизнес: не бояться своих желаний
АЦ «Эксперт-Сибирь»
2016
Малый и средний бизнес в общей массе пока далек от стабильного наращивания кредитного портфеля. Однако уже можно отметить появление новых тенденций развития в среде предпринимателей, усвоивших уроки кризиса, и одной из них становится участие в государственном и крупном корпоративном заказе Несмотря на широко анонсированные в течение 2016 года меры поддержки отечественного малого и среднего предпринимательства, до сих пор не удалось добиться перелома негативного тренда в сокращении размеров кредитного портфеля малых и средних компаний. По данным Банка России, в целом по стране совокупная задолженность предпринимателей перед банками за девять месяцев 2016 года снизилась до 4 082 635 млн рублей (с 4 271 559 млн рублей на начало года). Суммы, доведенные до бизнеса посредством программ МСП-банка — а они измеряются десятками миллиардов рублей, — пока не играют существенной роли в общей картине, и остается лишь надеяться, что они, поддерживая наиболее качественные проекты, обеспечат в будущем и количественный рост бизнес-показателей МСП. Пока же налицо продолжающееся снижение кредитной активности российского предпринимательства, которое прямо коррелирует с его деловой активностью — при этом Сибирь повторяет общефедеральные тенденции спада кредитного портфеля МСП. Ростки роста на фоне спадаТем не менее, представители кредитных организаций достаточно оптимистично оценивают процессы, происходящие в сегменте МСП. Руководитель корпоративного филиала ВТБ в Новосибирске Вячеслав Брюханов, анализируя отсутствие роста кредитного портфеля в федеральном и региональном масштабах при наличии активно действующих мер государственной поддержки делает вывод — на фоне пока продолжающегося снижения объемов банковских заимствований прослеживается и противоположный тренд в виде наращивания активности тех компаний МС, которые сумели пережить кризисный период, сохранив при этом достаточный запас прочности для дальнейшего развития. Схожую точку зрения демонстрирует и директор розничного бизнеса банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка) Мария Воронина, которая видит оживление в секторе кредитования малого и среднего бизнеса, несмотря на непростую экономическую ситуацию. При этом банкир акцентирует внимание на том, что потребность в привлечении заемных средств возникает у активных предпринимателей — в этом случае у банков есть возможность поддержать бизнес как собственными средствами, так и по госпрограммам. «В начале года ситуация в экономике не располагала к росту деловой активности — кредитные ставки были фактически заградительными для бизнеса, сроки выхода из неопределенности не поддавались прогнозированию, велика была опасность дальнейшего ухудшения обстановки», — вспоминает заместитель директора по кредитованию малого бизнеса Сибирской региональной дирекции банка «Открытие» Максим Лунев. Однако, по его наблюдениям, начиная со второго квартала бизнес начал приспосабливаться к новой реальности и искать возможности для развития. Начальник кредитного управления Банка «Левобережный» Екатерина Аникеева приводит экспертные оценки: если в первом квартале 2016 года спрос на кредиты оценивался экспертами на уровне 11–12% от размера клиентской базы, то начиная со второго квартала отмечается повышение спроса до 15–16%, при этом наибольшее влияние оказывает рост спроса на краткосрочные кредиты, спрос на финансирование инвестиционных проектов пока незначителен. Кто ищет, тот всегда найдетПроцессы, наблюдаемые банкирами, говорят не только о постепенной нормализации рынка МСП, но и о существенном его переделе. Те предприятия, которые и в лучшие годы не были ориентированы на краткосрочные маржинальные бизнес-процессы, а своевременно инвестировали в технологии, диверсифицировали рынки сырья и сбыта, ставили перед собой задачи оптимизации себестоимости — смогли с наименьшими потерями пройти испытание кризисными годами. Именно они сейчас стоят на «низком старте» в готовности не только расширять собственный бизнес — в том числе за счет наращивания оборотных и инвестиционных заемных ресурсов — но и занимать освободившиеся рыночные ниши. Именно «активные предприниматели», сумевшие сохранить свой потенциал без использования в последние годы сторонних источников финансирования, имеют в настоящее время наибольшие шансы пройти сквозь жесткое, но справедливое банковское «сито» на пути к кредитным ресурсам на разумных, по современным рыночным меркам, условиях. Сегодня, считает Начальник управления маркетинга Банка «Акцепт» Вероника Сергеева, кредиты для малого бизнеса действительно стали доступнее — можно получить займы от 200 тыс. рублей по ставке от 13% годовых до 10 лет, в том числе и на цели рефинансирования кредитов в других банках. Также клиенты имеют возможность привлечь поручительство региональных Фондов поддержки малого бизнеса в размере до 70% от суммы кредита. При необходимости привлечения инвестиционных ресурсов их стоимость для компаний малого и среднего бизнеса может быть еще ниже — условием для этого является соответствие бизнес-проекта условиям господдержки в лице Корпорации МСП или МСП-Банка. При этом Максим Лунев оценивает нижнюю границу ставок для кредитования малого и среднего бизнеса величиной 10,6% при среднерыночной процентной ставке до 15% для малого бизнеса и 14% — для среднего. Однако он же признает: у небольших компаний бизнес-проекты в 90% случаев не соответствуют предъявляемым требованиям, содержат ошибки в расчетах, оценках рисков, спроса, экономической эффективности и т.д. Поэтому банк является для предпринимателей и финансовым консультантом при формировании бизнес-плана, делится опытом заместитель директора по кредитованию малого бизнеса. Большие квоты малому бизнесуНо не кредитом единым жив современный малый и средний бизнес. Снижение спроса представляет собой проблему не меньшую, чем недостаток финансирования — хотя бы потому, что рынок спроса определяет потребность в привлечении заемных средств. Не стоит уповать лишь на поступательное восстановление отечественной экономики, и на сопровождающее его возобновление платежеспособности. Но стоит вспомнить, что в отличие от малого предпринимательства, корпоративный бизнес, включая госкомпании, перенес последние два года заметно легче — что бы ни говорилось о лучшей адаптации МСП к меняющимся условиям. И сегодня в кооперации с крупным государственным и корпоративным заказчиком заключен существенный потенциал развития отечественного малого и среднего бизнеса. Благо, объемы такого сотрудничества уже не отдаются на откуп самим корпоративным заказчиком, а достаточно жестко прописываются в регламентирующих документах. Для оценки такого потенциала достаточно вспомнить, что доля самого госзаказа в России достигла 30 триллионов рублей — это четверть ВВП страны. По словам председателя комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска Максима Останина, в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», принятой летом этого года, предполагается постепенное увеличение квот на закупки у малого и среднего предпринимательства — с 18% в 2016 году до 25% в 2018 году, а компании с госучастием должны расширить долю прямых закупок у МСП с 10 до 15%. Председатель новосибирского областного отделения организации «Опора России» Сергей Соколов уверен, что эти цифры взвешены и вполне достижимы, а потенциал малого и среднего предпринимательства достаточно велик — качество и объемы МСП вполне устраивают крупного заказчика. При этом как государство, так и сами предприниматели имеют очевидные экономические преимущества от такого сотрудничества. Появляется прозрачность и конкуренция, что обеспечивает оптимальные цены и экономию расходов бюджета, а бизнес, со своей стороны получает гарантированные платежи за выполненные работы. «Когда заключается контракт, в бюджете резервируются необходимые средства для его оплаты», — поясняет Сергей Соколов. Он не скрывает, что по некоторым муниципалитетам — в частности, Сибирского федерального округа — есть вопросы, связанные с преднамеренным затягиванием приемочных документов, но все же не сомневается — «это больше проблемы технологии, нежели массовое явление». Однако член регионального штаба общероссийского народного фронта ОНФ, активист проекта «За честные закупки» Александр Стефанов считает: потенциал МСП в существующих условиях все же невелик. «Это, к сожалению, вытекает из самой сути закона о контрактной системе и текущего экономического положения. Так, по закону, критерием отбора является цена, что провоцирует поставщиков опускаться до уровня себестоимости продукции. Работая по себестоимости, вместо развития предприятие получает стабильную стагнацию, что и будет происходить в ближайшее время» — рассуждает активист ОНФ. Председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска. Госзаказ не для нас?И все же масштабы открывающегося рынка впечатляют, но он не распахивает широко свои двери для всех желающих. Система госзакупок через проведение открытых конкурсов — достаточно естественный фильтр для выявления предпринимателей, не только желающих, но и имеющих возможность исполнения заключенных контрактов. К сожалению, именно формальный этап подготовки конкурсной документации зачастую становится камнем преткновения для малого бизнеса на пути к государственным контрактам. И нельзя не признать — участие в таких конкурсах требует определенного уровня финансовой грамотности и умения работать с документами, включая строгое соблюдение последовательности и сроков их предоставления. Еще один аспект раскрывает Сергей Соколов, признавая: сегодня предпринимателям зачастую мешает настороженность при оценке госзакупок в роли канала собственного сбыта. «У многих есть стереотип, что там уже все предрешено и заранее определен победитель. Но практика показывает иное — есть немало примеров, когда реальные предприниматели с нуля выигрывают контракты и делают поставки, получая за это деньги» — убежден председатель новосибирского отделения «Опоры России». Александр Стефанов все же считает — основным препятствием для МСП на пути участию в госзаказе является непрозрачность процедуры конкурсного отбора и субъективный подход заказчиков к «чужим» поставщикам. «Возможностей и способов у недобросовестных заказчиков ограничить условия равной конкуренции множество, и основной причиной является желание заказчика не только реализовать закупку, но и получить за это дополнительные выгоды», — убежден член регионального штаба ОНФ. По его мнению, реальную возможность этому противостоять дает публичность нарушений или злоупотреблений, выявляемых в рамках общественного контроля. «Однако все это будет напоминать битву с бесконечно отрастающими головами гидры до тех пор, пока у заказчиков не появится мотивация экономить», — делает он окончательный вывод. Вполне естественно и желание заказчика обезопасить себя на случай форс-мажора — и тут на сцену вновь вступают банки. Вероника Сергеева, говоря о поддержке представителей МСБ в госзаказе, упоминает предоставление гарантий на обеспечение госконтрактов и на участие в аукционах по госзакупкам, а также выдаваемые беззалоговые кредиты. Сергей Соколов, со своей стороны, призывает сделать банковские гарантии более доступными, имея в виду не только их стоимость, но и необходимость информирования предпринимателей обо всех нюансах технологии получения гарантий. Вопросы повышения финансового образования предпринимателей, их информированности, защиты прав и интересов в сфере госзакупок сегодня выходят на первый план мероприятий, призванных обеспечить массовое участие малого и среднего бизнеса в системе государственного и крупного корпоративного заказа. Это было особо отмечено в ходе недавно прошедшего Форума малого и среднего предпринимательства «Сделано в Новосибирске». В резолютивной части решений Форума отражено немало рекомендаций региональным властным органам — от антимонопольной службы до министерства финансов и налоговой политики — направленных на повышение уровня взаимодействия реального бизнеса с властными структурами. Да, сегодня уже можно уверенно говорить о действующих технологиях участия МСП в госзаказе, и, безусловно, наполнение этой системы реальными заявками и исполненными контрактами — дело самого бизнеса. Но содействие административных органов совместно с общественными организациями способно придать этому процессу требуемое ускорение, столь необходимое на сегодняшнем этапе. Член регионального штаба общероссийского народного фронта ОНФ, активист проекта «За честные закупки» Александр Стефанов — От самих предпринимателей требуется одно — активно участвовать в госзаказе, выявляя недобросовестных поставщиков и картельные сговоры, которые как шелуха скапливаются около наиболее перспективных и выгодных направлений. Только непосредственное и активное участие в формировании рынка позволит надеяться на изменения правил игры. Председатель новосибирского областного отделения организации «Опора России» Сергей Соколов — Сегодня основная задача — популяризировать госзакупки, как канал сбыта среди предпринимателей. Надо дать им понять, что это вполне возможные операции, наглядно объяснить способы участия в госзаказе — чтобы люди понимали, как собрать пакет документов и как его правильно подать. Как защитить свои права — через ФАС, различные арбитражные структуры — в случае, если они нарушаются заказчиком. Председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска Максим Останин — Сегодня необходимо повысить активность предпринимателей по участию в госзакупках — для этого нужно информировать их о всех имеющихся возможностях. Мы организовали образовательный проект для предпринимателей и в период обучения наблюдали за каждым из пятидесяти участников — начиная с первых попыток выставить первую заявку. Сначала много было непонятного, но через два с половиной месяца, когда прошел период обучения — люди начали выигрывать заказы, и в последнюю неделю перед окончанием проекта было заключено семь реальных контрактов. В итоге наш проект показал реальный интерес предпринимателей и эффективность образовательной программы. С февраля 2017 года на базе этого эксперимента мы запускаем массовое обучение и планируем за год обучить 600–700 предпринимателей. Я рекомендовал бы компаниям МСП обязательно участвовать в образовательных программах, более того — на уровне собственников, как наиболее заинтересованных в результате. Вернуться назад |