ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Мнение: О контроле за движением капиталов и финансовых репрессиях

Мнение: О контроле за движением капиталов и финансовых репрессиях


23-01-2016, 09:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Ухудшение финансово-экономической обстановки и естественные попытки населения защитить свои сбережения от действий властей вызывает со стороны последних разнообразные шаги, направленные на то, чтобы либо не позволить им сделать это, либо максимально осложнить подобные действия своих граждан. Все бумажные необеспеченные валюты плохи, поскольку их реальная ценность, не подкрепленная государственным аппаратом насилия, одинакова и равна нулю. Однако в современных условиях, когда население всего мира вынуждено использовать их в качестве средств обращения, среди них есть те, которые выглядят несколько лучше, чем та или иная местная валюта. И тогда в выборе между плохим и еще худшим многие отдают предпочтение просто плохому.

Однако проблема заключается в том, что такая «плохая» валюта в отличие от «еще худшей» местной является импортным продуктом, для получения которого приходится продавать что-то ценное. В условиях продолжающегося спада мировой торговли власти всеми силами стремятся сохранять ее в своем распоряжении, по возможности ограничивая при этом к ней доступ местного населения. Жесткий запрет на покупку-продажу иностранной валюты населению пока не рассматривается, но, представляется, что исключительно по внешнеполитическим соображениям: «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!?» Поэтому на текущий момент правительства предпочитают пока менее жесткие методы.

Один из них – это запрет продажи валюты в обменных пунктах и разрешение местных регуляторов продавать ее только в отделениях банков. В качестве мотивировки подобных действий предлагаются разные варианты: эффективное и оперативное регулирование операций коммерческих банков, усиление контроля над операциями и оптимизации расходов, в целях «снижения напряженности» и предотвращения негативных случаев при купле-продаже наличной валюты, обманные действия и спекулятивные методы работников обменных пунктов без основания повышающие курс иностранной валюты с целью наживы, обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка, стабильности курса национальной валюты и защиты интересов клиентов кредитных организаций и так далее. В России подобное ограничение действует уже довольно давно, но в целом ряде республик бывшего Советского Союза подобные меры были приняты совсем недавно. В Таджикистане они были введены в начале декабря прошлого года, а в Туркмении и Азербайджане – уже в этом январе.

Однако это лишь одна из мер. Азербайджан не стал останавливаться на достигнутом, но и вводит фактический налог на вывоз капитала за рубеж. Если гражданин страны планирует в течение года вывезти из страны сумму, превышающую 50 тысяч американских дензнаков, на покупку недвижимости, земли, ценных бумаг или для прямых инвестиций ему придется заплатить сбор в размере 20% от суммы. То же самое относится и к трансграничным переводам. Судя по всему, это лишь начало, а затем подпадающая под сбор сумма начнет плавно уменьшаться, причем может уменьшиться до нуля. Контроль за движением капитала вместо изначально планируемого полного запрета на проведение капитальных операций начинает приобретать форму финансовых репрессий.


Российские власти также предпринимают шаги по борьбе с оттоком капитала из страны. Профильный комитет Госдумы предложил для рассмотрения и принятия законопроект, обязывающий российские компании возвращать в страну займы, выданные зарубежным компаниям и гражданам. Если ранее требования о репатриации средств распространялись только на внешнеторговые операции, то теперь это требование хотят распространить и на кредиты и займы. В качестве меры воздействия предлагается административный штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ при нарушении сроков возврата и изъятие от трех четвертей до полной суммы займа в случае ее невозврата. Наказание будет грозить как компаниям-кредиторам, так и их должностным лицам.

Другой мерой ужесточения контроля за движением капитала уже внутри России является введение обязательной полной идентификации физических лиц - контрагентов банка при совершении ими операций по покупке-продаже иностранной валюты на сумму, превышающую 15 тысяч рублей. Данная мера при желании может быть использована государственными налоговыми органами для дополнительного налогообложения граждан.

С одной стороны, все эти правительственные меры направлены на поддержку и защиту национальных экономик, что можно приветствовать. С другой, они являются препятствиями на пути свободного передвижения по миру людей, капиталов, товаров и услуг, что искусственно создает массу проблем для местного населения и может еще больше ухудшить и так дышащую на ладан мировую торговлю. Они создают дополнительные риски для населения с точки зрения возможного увеличения налогового бремени и уменьшения, а, возможно, в дальнейшем и потери возможностей защиты своих сбережений с помощью использования валют других государств.

Ужесточение контроля за движением капиталов и проведением расчетов компаниями и физическими лицами присуще не только странам бывшего Союза. Достаточно посмотреть на страны Западной Европы с их ограничениями на трансграничные платежи для греков, отрицательными процентными ставками по депозитам в скандинавских странах, запретами на хранение наличности, монет из драгоценных металлов и иных драгоценностей в банковских ячейках американских банков, чтобы дополнить общую картину происходящего. Про «гражданские конфискации», когда полиция в США может просто отобрать у обычного человека имеющиеся при себе наличные, и он затем оказывается вынужденным доказывать законность их происхождения и говорить не приходится. Тем не менее, это все звенья одной цепи.

Для правительств различных стран текущим лозунгом дня в условиях ухудшения финансово-экономической обстановки и снижения их доходов во все большей степени становятся финансовые репрессии в отношении своего собственного населения и ограничения его экономической свободы, а также усиление процесса перераспределения общественного богатства в свою пользу. Это было бы еще полбеды, если бы подобное положение дел имело место лишь в критической ситуации, однако, как свидетельствует исторический опыт, эти ограничения обычно сохраняются, а то и усиливаются,  и тогда, когда кризис уже подошел к своему концу.

С учетом того, что нынешний кризис может по своим масштабам превысить все те, что были раньше в человеческой истории, размеры финансовых репрессий, прочих запретов и ограничений, а также новой фазы перераспределения общественного богатства также могут оказаться невиданными ранее по своим масштабам. Ведь, как известно, ни один хороший кризис не должен пропадать впустую для властей. И к этому, а также возможным последствиям такого развития событий каждому обычному человеку стоит быть готовым заранее, а варианты подготовки каждый пусть выбирает для себя сам.
Вернуться назад