ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Власть красного дракона: удивительный пример экономического роста Поднебесной

Власть красного дракона: удивительный пример экономического роста Поднебесной


3-09-2013, 13:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Власть красного дракона: удивительный пример экономического роста Поднебесной

Китай де­мон­стри­ру­ет неза­у­ряд­ные темпы роста эко­но­ми­ки. Это ско­рее ак­си­о­ма, неже­ли тео­ре­ма. Од­на­ко вся эко­но­ми­ка стра­ны оста­ет­ся под­кон­троль­ной вла­сти. Об угро­зах такой мо­де­ли функ­ци­о­ни­ро­ва­ния го­су­дар­ства счи­та­ет Аян Брем­мен. Пока ев­ро­пей­ские ли­де­ры пы­та­ют­ся вос­ста­но­вить до­ве­рие к еди­ной ва­лю­те, а аме­ри­кан­ская эко­но­ми­ка хро­ма­ет впе­ред бо­лез­нен­но мед­лен­ны­ми тем­па­ми, ки­тай­ская эко­но­ми­ка про­дол­жа­ет мчать­ся сво­и­ми те­перь уже ха­рак­тер­ны­ми для нее, быст­ры­ми тем­па­ми.

По­след­ние три де­ся­ти­ле­тия Китай был самой ди­на­мич­ной эко­но­ми­кой мира, и в бли­жай­шие несколь­ко лет КНР обой­дет США в ка­че­стве круп­ней­шей эко­но­ми­ки мира. Неко­то­рые эко­но­ми­сты даже утвер­жда­ют, что по мер­кам по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти Китай уже вы­рвал­ся впе­ред. Такие про­гно­зы, точ­ные или нет, за­став­ля­ют нас за­ду­мать­ся о том, что луч­шие дни ли­бе­раль­но­го ка­пи­та­лиз­ма уже про­шли, бу­ду­щее при­над­ле­жит ав­то­ри­тар­ным ры­ноч­ным ру­ко­во­ди­те­лям го­су­дарств, ко­то­рые могут пе­ре­ме­щать на­се­ле­ние и пе­ре­став­лять горы сво­и­ми ука­за­ми. По край­ней мере, на дан­ный мо­мент, управ­ля­е­мый го­су­дар­ствен­ный ка­пи­та­лизм, ка­жет­ся, тор­же­ству­ет.

Од­на­ко, такие пред­став­ле­ния оши­боч­ны. При­вле­ка­тель­ность го­су­дар­ствен­но­го ка­пи­та­лиз­ма за­клю­ча­ет­ся в его спо­соб­но­сти вы­дер­жи­вать слу­чай­ные кри­зи­сы, от ко­то­рых стра­да­ют ры­ноч­ные си­сте­мы, таким об­ра­зом, они спо­соб­ны за­щи­тить на­се­ле­ние от по­ли­ти­че­ски неудоб­ных рас­стройств. Это си­сте­ма, в ко­то­рой го­су­дар­ство ис­поль­зу­ет го­су­дар­ствен­ные пред­при­я­тия, луч­шие на­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ные ком­па­нии, су­ве­рен­ные фонды на­коп­ле­ния бо­гат­ства и по­ли­ти­че­ски ло­яль­ные банки для того, чтобы управ­лять про­цес­сом со­зда­ния внут­рен­не­го бо­гат­ства.

Ко­неч­но, это не ком­му­низм, зна­чи­тель­ные сег­мен­ты го­су­дар­ствен­но — ка­пи­та­ли­сти­че­ской эко­но­ми­ки на­хо­дят­ся в част­ных руках. Но го­су­дар­ство иг­ра­ет наи­боль­шую роль в обес­пе­че­нии того, чтобы ры­ноч­ные силы слу­жи­ли по­ли­ти­че­ским целям, за­став­ляя биз­нес, вы­год­но это ему или нет, ин­ве­сти­ро­вать в про­ек­ты, ко­то­рые укреп­ля­ют со­ци­аль­ную ста­биль­ность и за­щи­ща­ют по­ли­ти­че­скую власть пра­вя­щей элиты.

Китай не един­ствен­ная го­су­дар­ствен­но — ка­пи­та­ли­сти­че­ская эко­но­ми­ка, ко­то­рая де­мон­стри­ру­ет неве­ро­ят­ные ре­зуль­та­ты. По­сколь­ку араб­ский мир про­дол­жа­ет бо­роть­ся с рис­ка­ми по­ли­ти­че­ской неста­биль­но­сти, ре­жи­мы Са­у­дов­ской Ара­вии и Объ­еди­нен­ных Араб­ских Эми­ра­тов со­зда­ли за­па­сы на­лич­но­сти, ко­то­рые им так необ­хо­ди­мы для под­дер­жа­ния этой ста­биль­но­сти. Пра­ви­тель­ства этих стран кон­тро­ли­ру­ют зна­чи­тель­ную часть бо­гат­ства, со­здан­но­го на­ци­о­наль­ны­ми неф­тя­ны­ми ком­па­ни­я­ми. Даже неко­то­рые де­мо­кра­тии раз­ви­ва­ю­щих­ся на­ча­ли за­иг­ры­вать с огра­ни­чен­ны­ми фор­ма­ми управ­ля­е­мо­го ка­пи­та­лиз­ма.

Част­ный сек­тор эко­но­ми­ки Бра­зи­лии, как и рань­ше, иг­ра­ет ре­ша­ю­щее зна­че­ние в про­цес­се про­дол­же­ния роста эко­но­ми­ки стра­ны, но в во­про­сах со­зда­ния новых ра­бо­чих мест пра­ви­тель­ство стра­ны опи­ра­ет­ся на го­су­дар­ствен­ную энер­ге­ти­че­скую ком­па­нию Petrobras и успеш­ную част­ную гор­ную ком­па­нию Vale.

Пра­ви­тель­ство пре­зи­ден­та Дилма Рус­сефф не хочет вы­са­сы­вать день­ги из этих фирм, как пре­зи­дент Уго Чавес сде­лал с го­су­дар­ствен­ной неф­тя­ной ком­па­ни­ей PDVSA в Ве­не­су­э­ле, од­на­ко, уже сей­час Petrobras рис­ку­ет стать на­мно­го боль­ше, менее эф­фек­тив­ной, и, сле­до­ва­тель­но, менее при­быль­ной ком­па­ни­ей.

Го­су­дар­ствен­ный кон­троль не яв­ля­ет­ся бу­ду­щим для ка­пи­та­лиз­ма. Это тупик, из ко­то­ро­го Китаю еще пред­сто­ит вы­би­рать­ся, если стране дей­стви­тель­но суж­де­но до­ми­ни­ро­вать в ми­ро­вой эко­но­ми­ке. В ка­че­стве си­сте­мы, а также по сво­е­му ди­зай­ну, го­су­дар­ствен­ный ка­пи­та­лизм обес­пе­чи­ва­ет со­зда­ние бо­гат­ства, не угро­жая ли­де­рам стра­ны удер­жи­вать по­ли­ти­че­скую власть. Его спо­соб­ность сти­му­ли­ро­вать рост эко­но­ми­ки и общее про­цве­та­ние яв­ля­ет­ся вто­рич­ной вы­го­дой. Вы­нуж­ден­ный вы­би­рать между об­ще­ствен­ным про­цве­та­ни­ем и по­ли­ти­че­ским вы­жи­ва­ни­ем, го­су­дар­ствен­ный ка­пи­та­лизм все­гда будет за­щи­щать свои ин­те­ре­сы в первую оче­редь.

В Китае, как и везде, ком­мер­че­ская де­я­тель­ность за­ви­сит от до­сту­па к ин­фор­ма­ции, а Ин­тер­нет предо­став­ля­ет луч­ший и наи­бо­лее эф­фек­тив­ный до­ступ к ней. Но если Ин­тер­нет будет угро­жать на­рас­та­ни­ем на­род­но­го со­про­тив­ле­ния ав­то­ри­тар­но­му пра­ви­тель­ству Китая, и если по­ли­ти­че­ские де­я­те­ли имеют воз­мож­но­сти за­крыть Ин­тер­нет, даже вре­мен­но, они будут де­лать имен­но так.

Самая боль­шая сла­бость го­су­дар­ствен­но­го ка­пи­та­лиз­ма за­клю­ча­ет­ся в его нетер­пи­мо­сти к силам «твор­че­ско­го раз­ру­ше­ния», ко­то­рые пи­та­ют ли­бе­раль­ный ка­пи­та­лизм жиз­нен­ны­ми са­мо­вос­ста­нав­ли­ва­ю­щи­ми­ся эко­но­ми­че­ски­ми им­пуль­са­ми. Ли­бе­раль­ная ка­пи­та­ли­сти­че­ская мо­дель дает воз­мож­ность вкла­ды­вать ра­бо­чую силу, ре­сур­сы и идеи в вы­ми­ра­ю­щие от­рас­ли и спон­тан­но ре­ком­би­ни­ро­вать их в но­вей­шие кон­фи­гу­ра­ции, обес­пе­чи­ва­ю­щие про­из­вод­ство то­ва­ров и услуг, ко­то­рые удо­вле­тво­ря­ют рост спро­са.

А вот эко­но­ми­че­ские ин­же­не­ры го­су­дар­ствен­но­го ка­пи­та­лиз­ма бо­ят­ся любой формы раз­ру­ше­ния, ко­то­рая про­ис­хо­дит вне их кон­тро­ля. Имен­но по­это­му го­су­дар­ствен­ным ком­па­ни­ям, ко­то­рые по­лу­ча­ют под­держ­ку в пра­ви­тель­стве доль­ше, часто уда­ет­ся со­про­тив­лять­ся необ­хо­ди­мо­сти адап­ти­ро­вать­ся к ме­ня­ю­щим­ся вре­ме­нам.

Воз­ни­ка­ет еще во­прос от­кры­то­сти. В ав­то­кра­ти­че­ских ка­пи­та­ли­сти­че­ских го­су­дар­ствах, го­су­дар­ствен­ные ком­па­нии, такие как Ки­тай­ская на­ци­о­наль­ная неф­те­га­зо­вая кор­по­ра­ция и неко­то­рые су­ве­рен­ные фонды в араб­ском мире, от­вер­га­ют эле­мен­ты про­зрач­но­сти, без ко­то­рой невоз­мож­на дол­го­сроч­ная устой­чи­вость и спо­соб­ность ком­па­нии адап­ти­ро­вать­ся.

Такая непро­зрач­ность может при­не­сти поль­зу толь­ко пра­вя­щей элите стра­ны путем со­кры­тия неудач­ных ин­ве­сти­ци­он­ных ре­ше­ний, но она очень вред­на для дол­го­сроч­но­го здо­ро­вья си­сте­мы.

Когда таким учре­жде­ни­ям уда­ет­ся скры­вать свои неуда­чи — это на­но­сит го­раз­до боль­ший вред, чем в про­тив­ном слу­чае боль­шей от­кры­то­сти ком­па­нии.

Управ­ля­е­мый ка­пи­та­лизм также не до­тя­ги­ва­ет, когда дело до­хо­дит до ис­поль­зо­ва­ния ин­но­ва­ций, хотя на­прав­лен­ные пра­ви­тель­ством ин­ве­сти­ции могут иг­рать важ­ную роль в раз­ви­тии но­вей­ших тех­но­ло­гий.

Ин­тер­нет воз­ник из суб­си­ди­ро­ван­но­го аме­ри­кан­ским пра­ви­тель­ством обо­рон­но­го про­ек­та стра­ны, но в конце кон­цов ком­па­нии, ко­то­ры­ми дви­га­ло же­ла­ние за­ра­бо­тать, раз­ра­бо­та­ли и усо­вер­шен­ство­ва­ли Ин­тер­нет, и таким об­ра­зом из­ме­ни­ли мир. Ис­то­рия по­ка­зы­ва­ет, что с те­че­ни­ем вре­ме­ни го­су­дар­ствен­ные чи­нов­ни­ки те­ря­ют спо­соб­ность пра­виль­но оце­ни­вать ак­ти­вы и рас­пре­де­лять ре­сур­сы так же эф­фек­тив­но, как это де­ла­ют ры­ноч­ные силы.

Даже в Китае чи­нов­ни­ки по­ни­ма­ют, что граж­дане яв­ля­ют­ся дви­га­те­лем эко­но­ми­че­ской жиз­не­спо­соб­но­сти. Имен­но по­это­му го­су­дар­ство при­сту­пи­ло к осу­ществ­ле­нию ис­то­ри­че­ско­го и ам­би­ци­оз­но­го плана пе­ре­во­да бо­гатств стра­ны из рук круп­ней­ших ки­тай­ских ком­па­ний к по­тре­би­те­лям стра­ны. Ки­тай­ские ли­де­ры знают, что сле­ду­ю­щий этап эко­но­ми­че­ско­го роста дол­жен быть менее за­ви­си­мым от экс­пор­та в Ев­ро­пу и Аме­ри­ку, со­зда­ние внут­рен­не­го по­тре­би­тель­ско­го спро­са имеет ре­ша­ю­щее зна­че­ние.

Таким об­ра­зом, про­цесс рас­ши­ре­ния прав и воз­мож­но­стей ки­тай­ских по­тре­би­те­лей будет под­ры­вать при­вле­ка­тель­ность го­су­дар­ствен­но­го ка­пи­та­лиз­ма даже внут­ри стра­ны, что де­ла­ло эту си­сте­му такой со­блаз­ни­тель­ной.


Вернуться назад