ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Температура воздуха повлияла на успеваемость школьников

Температура воздуха повлияла на успеваемость школьников


14-10-2020, 12:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Повышение среднегодовой температуры воздуха и увеличение количества учебных дней с температурой +26,7° и выше приводят к снижению успеваемости у школьников. Тенденция особенно сильно проявляется среди бедных слоёв населения. К таким выводам пришли американские учёные, проанализировав соотношение данных об успеваемости в мире за период с 2000 по 2015 год и в США за период с 2009 по 2015 год с климатическими характеристиками. Статья опубликована в журнале Nature Human Behavior, сообщает интернет-издание N+1.
Проблема климата на сегодня одна из самых острых тем в научных сферах, потому что явление несёт не только экологическую угрозу, но масштабные экономические, социальные и психофизиологические последствия. В медицине и психологии существуют различные данные, которые демонстрируют чувствительность мозга к температуре, причём её рост приводит к снижению когнитивных способностей. Соответственно, глобальное потепление потенциально может негативно отразиться на всех сферах жизни человека, связанных с умственной деятельностью. Но глубоких и систематизированных исследований о влиянии температуры на когнитивные процессы, и в первую очередь, на образование, мало.
В Калифорнийском университете проанализировали данные об успеваемости школьников в 58 развитых и развивающихся странах мира (1 этап) и в США (2 этап) и их зависимость от количества тёплых дней (с температурой выше +26,7°) в учебном году. Источником информации послужили результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) за период с 2000 по 2015 год.
PISA — тест, оценивающий навыки школьников по чтению, математике, естественнонаучным дисциплинам и умение применять знания на практике. Тестирование проходит раз в 3 года, участие в нём принимают подростки 15 лет. PISA разработали в 1997 году, впервые применили в 2000-м. В Программе участвуют страны с разнообразным уровнем дохода и природно-климатических условий. Источником информации об успеваемости в США стали результаты ежегодного национального тестирования по математике и английскому языку (ELA).
Исследователи выяснили, что более высокие температуры в годы, предшествовавшие экзамену PISA, отрицательно повлияли на успеваемость учащихся. Каждый дополнительный тёплый день снижал баллы на 0,18% стандартного отклонения (р = 0,007), а холодные дни не оказали статистически значимого влияния (р = 0,517). Также имели значение другие коррелированные шоки, включая доход на душу населения и воздействие жары на сельскохозяйственный сектор, когда в условиях аграрной экономики взрослые вынуждены отвлекать детей от учебы, чтобы собрать и сохранить урожай.
Чтобы нивелировать влияние установок аграрного общества на обучение, ученые на 2-м этапе анализировали данные успеваемости только в США. И в этом контексте учёные получили результаты, схожие с данными по миру: рост температуры приводил к снижению успеваемости. Причем влияние тепла на успеваемость по математике было примерно в 3 раза выше, чем его влияние на успеваемость по английскому языку. Особенно сильно снижение успеваемости проявлялось среди населения с низким доходом и у младших школьников.
Исследователи пришли к выводу, что повышение температуры оказывает накопительный негативный эффект на успеваемость, особенно проявляясь у наиболее чувствительных слоёв населения: детей младших классов, которые более подвержены тепловому воздействию, и людей, чьи доходы не позволяют оборудовать дома системой кондиционирования. Авторы отмечают, что для более глубокого объяснения выделенных закономерностей нужны дополнительные исследования.

Вернуться назад