ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Внимательность к вещам
Внимательность к вещам24-08-2019, 13:54. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
. Никогда не показывай неодушевлённому предмету, что ты торопишься. 2. Никогда не показывай неодушевлённому предмету, что ты потерял терпение, иначе его упрямство возрастёт. – Хью Роусон Недавно я услышал высказывание одного японского мастера чайного искусства: “Быть внимательным к вещам – значит быть внимательным к себе”. “Какое точное выражение”, – подумал я. Каждое утро я начинаю с небольшого ритуала чаепития. У меня есть чайная доска и посуда. Я включаю чайник, слушаю его шум, согреваю кипятком посуду, беру чай пальцами, насыпаю, заливаю… Мне важно всё это чувствовать – чай, посуду, – чувствовать их температуру, фактуру, вес. Мне важно прикасаться. И когда я прикасаюсь к чашке, я чувствую, как в то же мгновение она прикасается ко мне. Именно поэтому быть внимательным к вещам – значит быть внимательным к себе. Ведь если я хватаю чашку грубо, неаккуратно, невнимательно, это значит, что в то же мгновение она хватает меня грубо, неаккуратно, невнимательно. А хочу ли я, чтобы меня кто-то хватал таким вот образом? – Нет, не хочу. Практику осознанности мы ещё называем практикой внимательности, а внимательность в русском языке в определённом контексте синонимична заботе. Проявлять внимание – это значит заботиться. И конечно, когда я беру в руки чашку, вижу все её пятнышки и трещинки, чувствую её неровности и шероховатости, я понимаю, что чашка эта мне дорога, я хочу, чтобы она продолжала жить рядом со мной, а следовательно, я хочу заботиться о ней. Практика внимательности – это практика чувствительного контакта. Я прикасаюсь к вещам рукой, взглядом, слухом, обонянием – и чувствую. Фактически я прикасаюсь к вещам своей нервной системой. Вещь – тоже многозначное слово. Вещь – это не только чашка и рубашка, вещь – это любой объект и вообще всё что угодно. “Поскольку слово “вещь” в словоупотреблении европейской метафизики именует всё, что вообще и каким бы то ни было образом есть, постольку значение имени существительного “вещь” меняется сообразно истолкованию того, что есть, т. е. сущего. Кант таким же образом говорит о “вещах”, как Мейстер Экхарт, и имеет в виду под этим именем всё, что есть”, – пишет в своём эссе “Вещь” Мартин Хайдеггер. И если продолжить эту мысль, соединив её с мыслью чайного мастера, то получится: “Быть внимательным к вещам – значит быть внимательным к себе”. Понимаете, к любым вещам, ко всему сущему. Ко всему существующему, где бы оно ни находилось: вне вас – чашки, телефоны, камни, горы, моря, деревья, цветы, люди, собаки, кузнечики, червяки… или внутри вас – мысли, образы, чувства, ощущения, состояния. И когда я прикасаюсь к любой существующей внутри или вовне вещи, я чувствую, как в то же мгновение она прикасается ко мне. Так как же я хочу, чтобы ко мне прикасались? Если вещи – это любые существующие вещи, то так ли важно, находятся они внутри меня или снаружи? Где проходит эта граница между мной и не мной? Я наливаю в чашку чай. Чашка и чай снаружи от меня. Я подношу чашку к губам, касаюсь её тёплого края. Чай медленно вливается в мой рот. Вкус! Чай всё ещё снаружи или уже внутри? Чай – это всё ещё другой или уже я? Потом я глотаю его. Когда же чай становится мной? Я втягиваю носом воздух. Внешний по отношению ко мне воздух. Конечно, внешний, какой же ещё? А когда он движется по трахее, он внешний или внутренний? И где же воздух становится мною – в альвеолах, в капилярах, в артериях, в клетках? Подруга – внешняя по отношению ко мне подруга – рассказывает мне историю. Её внешние слова попадают мне в уши – в мои уши. Между ушами нахожусь именно я, не правда ли? Её слова превращаются в мои смыслы, образы, чувства… в какой момент чужая история становится моей? Я сижу в комнате – внутри комнаты. Комната большая, а я маленький. Комната вмещает меня. Но я вижу комнату. Вижу её стены, пол, потолок, вижу всё её пространство… Теперь комната внутри меня? Комната умещается в моём восприятии. Вся комната – с диваном, столом, стулом, чайником, чашками и нарезанной тонкими ломтиками дыней. Так кто же внутри кого – я внутри комнаты или комната внутри меня? Я смотрю на ломтик дыни и чувствую, как слюна начинает выделяться сильнее. Но с какой стати? Дыня-то снаружи! Или теперь уже внутри? А если закрыть глаза? С закрытыми глазами я представляю тёмно-вишнёвую черешню – представляю огромную тарелку прямо перед собой… беру одну ягоду, неспешно подношу к лицу и надкусываю зубами… слюна продолжает выделяться, а челюсти аж сводит. Чёртова черешня! Тебя же сейчас нет здесь – ни внутри, ни снаружи! Или есть? “Быть внимательным к вещам – значит быть внимательным к себе”. Недавно мне написал человек, попросив посоветовать ему литературу на тему “центра”, добавив такое пояснение: “Многие опытные представители разных школ говорят о том, что важно медитировать на свой центр, не на объект и т. д., а именно найти свой центр, но это сложно описать, ибо другому не попасть внутрь тебя. Но, возможно, есть какая-то информация по этому вопросу”. Как найти свой центр? Где он находится – центр меня? Кто он – настоящий, подлинный я, живущий в самом центре вселенной? – Часто слышу я такие вопросы. Блез Паскаль в своих заметках обо всём на свете написал: “Природа – это бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность нигде”. До него многие мыслители и духовидцы так же говорили о Боге. Бог, мол, – это бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность нигде. А мне вот кажется, что Бог, Природа и Я – это слова-синонимы. Я – это бесконечная сфера, центр которой везде, окружность нигде. А теперь идите и медитируйте на свой центр, который находится везде! “Быть внимательным к вещам – значит быть внимательным к себе”. Вернуться назад |