Если вы назовёте пять лучших людей, с которыми вам больше всего нравится проводить время, то вряд ли в вашем списке окажутся исключительно физически привлекательные люди, которых вы знаете.
В жизни каждого из нас есть люди, которые заставляют нас чувствовать себя счастливыми, люди, рядом с которыми нам нравится быть. С другой стороны, есть люди, которых мы стараемся избегать, потому что они заставляют нас чувствовать себя напряжёнными и эмоционально истощёнными. Чем объясняется такая разница? Скажем сразу, что она не имеет ничего общего с тем, как они выглядят.
Привязанность, принадлежность и аффективное присутствие
Главным фактором нашего влечения к другим людям является то, как они заставляют нас чувствовать себя. Мы тянемся к людям, которые заставляют нас чувствовать себя счастливыми, полными надежд и оптимизма, и когда они уходят, мы хотим увидеть их снова. Исследования показывают, как это работает.
Ноа Айзенкрафт и Хиллари Энгер Эльфенбейн в работе под названием «Как вы заставляете меня чувствовать себя» (2010 год) исследовали влияние людей на то, как чувствуют себя другие в их присутствии. Изучив данные, полученные от 48 групп, они обнаружили доказательства того, что существуют последовательные индивидуальные различия в эмоциях, которые люди испытывают, известные как «аффект черты», а также в эмоциях, которые люди вызывают у других, известные как «аффективное присутствие черты».
Учёные сообщают, что различные эмоции, которые люди переживают, происходят из-за аффекта черты и аффективного присутствия черты. Они обнаружили, что положительное аффективное присутствие связано с большим кругом общения. Это отражалось в количестве людей, которые называли участника близким другом. В свою очередь, отрицательное аффективное присутствие связано с большей экстраверсией, но более низкой приятностью.
Айзенкрафт и Эльфенбейн отмечают, что их результаты иллюстрируют «эффекты партнёра» в рамках социального взаимодействия, описанные как «поведение и чувства, которые один вызывает у других, и, следовательно, впечатление, которое он оставляет после себя».
Обнаружив, что аффективное присутствие выходит за рамки эмоционального заражения, они признают, что речь идёт не просто об улавливании эмоций, которые испытывают другие. Они предполагают, что механизмы передачи могут включать в себя различия в экспрессивном стиле — невербальные сигналы, например — а также модели межличностного поведения, такие как акты теплоты или доминирования.
Айзенкрафт и Эльфенбейн предположили, что их доказательства аффективного присутствия черты были особенно сильными потому, что они исследовали, как люди чувствовали себя, когда они были с близкими знакомыми в разных условиях, в отличие от того, как участники взаимодействовали с незнакомцами. Влияние аффективного присутствия на незнакомых людей было проверено в ходе последующих исследований.
Аффективное присутствие пробуждает романтический интерес
Рауль Берриос и его коллеги в исследовании под названием «Почему вы заставляете нас чувствовать себя хорошо?» (2015 год) рассматривали, как аффективное присутствие влияет на романтический интерес. Четыре десятка человек приняли участие в мероприятии быстрых свиданий, на котором они «знакомились» с шестью или семью партнёрами противоположного пола.
Используя анализ модели социальных отношений, они подтвердили, что участники с большей вероятностью хотели увидеть человека снова, оказавшись под влиянием положительного аффективного присутствия. Таким образом, создание положительных эмоций, по-видимому, способствует романтическому влечению.
Помимо прочего, Берриос и его коллеги также установили, что в плане эмоционального настроя и навыков люди, которые работают над улучшением собственных эмоций и настроены на эмоции других людей, с большей вероятностью вызывают положительные эмоции у других людей. Любопытен тот факт, что люди, которые вызывают положительные эмоции у других, не обязательно должны испытывать положительные эмоции сами.
Что касается личностных черт, они обнаружили, что приятность и экстраверсия были двумя чертами, связанными с положительным аффективным присутствием. Они отмечают, что приятные люди привлекательны и внимательны, и поэтому ожидается, что они будут вызывать положительные эмоциональные реакции у других.
Однако связь между экстраверсией и положительным аффективным присутствием была неожиданной, учитывая, что исследование Айзенкрафта и Эльфенбейна (2010 год) показало, что экстраверсия связана с отрицательным аффективным присутствием. Берриос и его коллеги предполагают, что, возможно, разница связана с различными типами межличностных взаимодействий в двух исследованиях. Их мероприятие быстрых свиданий, возможно, вызвало положительные эмоции у экстравертов, которые, в свою очередь, привели к возникновению взаимных положительных эмоций у партнёров по взаимодействию.
То, как вы заставляете меня себя чувствовать
К счастью, притягательность, по-видимому, глубже, чем просто внешность. Она включает в себя не только то, как мы выглядим, но и то, как мы заставляем других чувствовать себя в нашем присутствии. В привлечении и взаимодействии с другими приятность и эмоциональная регуляция вызывают положительные эмоции и предсказывают относительный успех.
- Источник