Нынче в супермаркетах продается все, в том числе и мед.
На этот мед имеются все документы на соответствие качеству требуемому ГОСТом. Есть ли у этого меда принципиальные отличия от того меда, что сосед пчеловод без всяких документов продает?
Главное отличие меда из крупного магазина в том, что его много. Крупной торговой сети требуется большая партия. Потому сети закупают мед не у конкретных пчеловодов, а у компании, занимающейся скупкой и расфасовкой меда.
Возьмем для примера интервью с руководителем такой компании.
Дело в том, что на одной пасеке несколько тонн одинакового меда не получается. И чтобы сформировать партию пригодную для продажи, например, в «Пятерочке», нужно скупить мед у нескольких десятков пчеловодов по 60-80 руб/кг. Затем смешать его в большом чане до однородной массы, предварительно нагрев, расфасовать по баночкам и сдать в сеть, где этот мед будет стоить 450-550 руб/кг. Цены реальные. В интервью руководитель компании приводит стоимость оптовой закупки 5000 руб. за 50 кг флягу, но это уже с учетом перевозки и оплаты комиссионных перекупщикам на местах.
При этом пчеловод, сдавая по 60 руб. за кг меда, сам за свои деньги проводит анализ, и после этого сдает.
Естественно, при таких условиях и зная, что потребитель продукта не увидит пчеловода в лицо, некоторые стараются минимизировать свои затраты.
В приведенном сообщении производитель жалуется на следы антибиотиков в меде, но на антибиотики стандартная экспертиза вообще не нацелена. Более того, не проверяет она и наличие пестицидов.
А ведь дешевый мед получается там, где ведется интенсивное сельское хозяйство. И где поля медоносов, допустим, подсолнечника - до горизонта. И эти поля регулярно обрабатывают. Несколько раз за год. А, например, стандартной методики определения на глифосат (наиболее распространенный гербицид) у нас не существует. Нет ее в стандарте.
Так что, даже если на каждом из следующих этапов: пчеловод – перекупщик – производитель партии меда – магазин, никто не будет пытаться подделать мед, совершенно нет гарантии, что вы получите качественный продукт.
Конечно, и у конкретного пчеловода в продукт могут попасть пестициды, например, при обработке соседнего участка от борщевика. Но у конкретного пчеловода известно, где стоит пасека, про эту местность можно и справки навести. У него есть база постоянных покупателей, и он им каждый год смотрит в лицо. Он, наконец, сам свой мед вместе со своей семьей ест. И потому, продавая свой мед по розничной цене 500 и более руб/кг, может больше усилий уделять качеству продукта.