ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Симуляции физических ощущений в виртуальной реальности

Симуляции физических ощущений в виртуальной реальности


8-05-2018, 16:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Симуляции физических ощущений в виртуальной реальности

Да, да. Это что то похожее из фильма "Первому игроку приготовиться". Фильм, кстати, мне не особо то понравился, но не об этом сейчас.

Создали куртку для симуляции физических ощущений в VR. Исследователи из Disney Research, MIT Media Lab и Университета Карнеги — Меллона представили новую разработку — куртку, которая симулирует физические ощущения в среде виртуальной реальности, передает The Verge. Куртка (разработчики называют ее Force Jacket) оснащена воздушными подушками, которыми управляет специальный компьютер, сдувая и надувая их. Создатели предполагают, что — для более глубокого погружения — куртку можно будет использовать с VR-гарнитурами; она сможет симулировать различные ощущения — в частности, от объятий, от удара и даже от ползущей по телу змеи. 

Воздушные подушки связаны с датчиками силы, передающими колебания и вибрации определенным частям тела.

Весит такая куртка около 2,25 килограмма и включает 26 надувных отсеков, которые находятся спереди, по бокам, сзади и на рукавах. Ощущения, как отмечается, передаются курткой с помощью изменения скорости, силы и продолжительности надувания и сдувания подушек. Исследователи создали три VR-приложения для тестирования куртки: одно из них посвящено виртуальной игре в снежки, второе является симуляцией ползущей по телу змеи, третье — симуляцией «растущих мышц».



На нынешней стадии работы задача заключается в разработке базовой технологии, достаточной для передачи ряда основных ощущений и подготовки к тестированию. Пока что в фундаментальный список эффектов входят следующие: быстрое биение сердца, легкий или сильный дождь, попадание снежком в грудь, похлопывание по плечу, капающая на спину слизь, ползущий по руке жук и вибрации от мотоцикла.
Для испытаний инженеры создали три VR-приложения: симулятор битвы снежками, ползающую по телу змею и симуляцию растущих мышц, словно у Халка.

В 2015 году была публикация о симуляции физических ощущений полета в виртуальной реальности.



Восемь стальных тросов, где каждый выдерживает до 1,4 тонны веса, удерживают подвесную платформу с сидением для одного человека. С помощью беспроводного шлема для виртуальной реальности и передвижения платформы этот человек может испытать практически достоверную симуляцию полета или езды на машине, пока его реакции будут фиксироваться с дюжины точек вокруг.

Профессор Хайнрих Бюлтхофф и его исследовательская группа из Института биологической кибернетики Макса Планка продемонстрировали созданную ими машину под названием «Симулятор Роботрос» на конференции в Тюбингене. Проектирование и постройка машины заняли два года, и человек, сидящий в кресле «Роботроса», может испытывать ускорение до 1,5G.



Ученые построили такой необычный аппарат, так как их институт занимается изучением того, как наш мозг обрабатывает сигналы и информацию. Потому неудивительно, что они проявляют повышенный интерес к виртуальной реальности. Мы знаем, что информация, которую обрабатывают наши органы чувств, может повлиять на наше поведение, но как конкретно это происходит пока не столь ясно. Именно с целью создания полной симуляции физических ощущений при передвижении и создан «Роботрос».

О возможном коммерческом использовании подобной установки, которая куда лучше любого 5D-кинотеатра, ученые не говорят, хотя, очевидно, нашлось бы немало желающих «полетать» на «Роботросе».

Реальность — не симуляция: почему Илон Маск неправ?

Может ли наш мир быть симуляцией? Рассмотрим тезисы за и против, которые снова поднимают давние вопросы о природе реальности и сознания.

Бизнесмен и инноватор Илон Маск заявил на Code Conference 2016: есть только один шанс на миллиард, что человечество не живёт в компьютерной симуляции.

Едва ли наша реальность — основная. Гораздо более вероятно, что мир вокруг нас и мы сами — виртуальные сущности, созданные сверхразвитой цивилизацией, уровня который мы, возможно, достигнем 10 тыс. лет спустя.

Свой тезис Маск аргументирует следующим образом: «В 1970-х у нас был «Pong» — два прямоугольника и точка. Сейчас, сорок лет спустя, у нас реалистичные 3D-симуляторы, в которых одновременно сидят миллионы людей по всему миру.»



Постепенно мы учимся создавать всё более и более реалистичные копии реальности. Следовательно, рано или поздно мы придём к тому, что реальность будет неотличима от симуляции. Вполне возможно, что некая цивилизация уже проделала этот путь до нас, и наш мир — один из её многочисленных экспериментов.

Маск сделал свой аргумент ещё более жёстким: «Или мы создадим неотличимые от реальности симуляции, или цивилизация прекратит своё существование».

В ответе Маска ясно угадываются идеи шведского философа Ника Бострома, который ещё в 2003 году в своей известной работе «Мы живем в компьютерной симуляции?» (рус. пер.) предложил три версии существования человечества:

Цивилизации вымирают, не достигнув постчеловеческой стадии, на которой они могут превзойти биологические возможности человека с помощью технических изобретений и строить искусственные модели сознания.

Цивилизации, которые достигают того уровня, на котором они могут моделировать искусственную реальность по своему желанию, по какой-то причине в этом незаинтересованны;

Если пункты 1 и 2 неверны, то нет почти никаких сомнений, что мы живём в компьютерной симуляции.



В рамках этой гипотезы реальность может быть не единичной, а множественной.

«Пост-люди, разработавшие нашу симуляцию, могут быть и сами смоделированы, а их создатели, в свою очередь, тоже. Может быть множество уровней реальности, а их количество может увеличиваться с течением времени.»

Если гипотеза верна, мы сами через какое-то время сможем достичь стадии «творцов» виртуального мира, который станет «реальным» для его новых обитателей.

Судя по всему, именно модель Бострома заставила Илона Маска предположить, что выбор у нас невелик: или создать неотличимые от реальности симуляции, или прекратить своё существование и развитие. Тот вариант, что постчеловечеству по каким-то причинам (например, этическим) будет неинтересно создавать виртуальные миры, Маск всерьёз не рассматривает.

Сам Бостром, однако, не уверен, какой из трёх сценариев находится ближе к истине. Но по-прежнему считает, что гипотезу виртуальной реальности необходимо принимать всерьёз. Вскоре после заявления Маска философ дал свои комментарии, в которых подтвердил это ещё раз:

«Важно понимать, что то, что мы находимся в симуляции, несёт не метафорический, а буквальный смысл, — что мы сами и весь этот мир вокруг нас, который мы видим, слышим и чувствуем, существует внутри компьютера, построенного некоторой развитой цивилизацией.»

Спустя некоторое время на портале Motherboard появилась развёрнутая статья философа Риккардо Манзотти и учёного-когнитивиста Эндрю Смарта «Илон Маск неправ. Мы не живём в симуляции» (краткую версию статьи на русском языке опубликовала Meduza).



Авторы доказывают, что за гипотезой «виртуальной реальности» лежит несколько неправдоподобных допущений. Вот основные аргументы, с помощью которых авторы оспаривают аргументацию Маска:

Симуляция — это всегда объекты материального мира, существующие в реальности. Информация не существует отдельно от атомов и электронов, виртуальные миры — от компьютеров, которые, в свою очередь, являются частью физического мира. Следовательно, мы не можем отделить «виртуальное» от «реального».

Симуляция, неотличимая от реальности, перестаёт быть симуляцией. Простой технический прогресс не делает виртуальные модели более реалистичными: нарисованное яблоко не станет более реальным, если мы добавим к нему ещё больше пикселей. Если же мы создадим яблоко, которое можно съесть — химическое и биологическое материальное яблоко, — то оно по определению перестанет быть симуляцией.

Любая симуляция нуждается в наблюдателе. Симуляция неотделима от сознания, которое её воспринимает. Но мозг, который служит источником сознания — это не вычислительное устройство. Это крайне сложная биологическая машина, которую едва ли можно воспроизвести с помощью алгоритмических компонентов. Если полноценный искусственный интеллект и будет создан, то он будет сильно отличаться от человеческого.



Оппоненты обвиняют Маска в картезианском дуализме и платоновском идеализме, который восходит к самым ранним философским спорам о природе реальности. Действительно, его гипотеза предполагает, что симуляцию каким-то образом можно отделить от материальной реальности, а также разграничить базовый, наиболее «реальный» мир — и его виртуальные эманации. Сколько бы ни было уровней симуляции, за ними всегда предполагается один, последний, который является источником всех остальных.

Но для тех, кто находится внутри симуляции, в этом делении нет никакого смысла. Если другие, более подлинные уровни реальности для нас недоступны, то бесполезно о них говорить. Всё, что мы знаем — это настоящие, а не симулированные яблоки, даже если на каком-то «более глубоком» уровне они являются симуляцией.

Этот спор напоминает старый рассказ Борхеса о стране, в которой картографы создали карту, которая по величине и всем деталям была точной копией самой этой страны (эту метафору, кстати, использовал Бодрийяр в своей знаменитой работе «Симулякры и симуляция»).

Если карта — это точное воспроизведение территории, то есть ли смысл в самом делении «карта и территория»,  «реальность и симуляция»?

К тому же в модели Маска снова возрождаются теологические затруднения, на которые люди (за неимением лучшего) столетиями тратили свои интеллектуальные ресурсы. Если у мира есть создатели, то почему в нём присутствует столько зла? Для чего мы живём: это всего лишь случайный эксперимент, или в нашей жизни заложен какой-то тайный замысел? Можно ли выйти на тот самый «более глубокий» уровень реальности, или мы можем только строить о нём свои предположения?



На первый вопрос, конечно, можно ответить словами агента Смита из «Матрицы», что «человечество как вид не приемлет реальность без мучений и нищеты», поэтому даже искусственная реальность должна быть именно такой. Но базовых трудностей это не снимает. К тому же здесь очень легко переключиться в конспирологическую логику, предположив, что всё вокруг — это иллюзия, плод заговора разумных машин (инопланетян, масонов, правительства США) против человечества.



Во многих отношениях гипотеза о «виртуальности» — это переодетая теология. Её нельзя доказать и невозможно опровергнуть.

Возможно, наиболее уязвимая сторона этой гипотезы — допущение о том, что сознание можно моделировать с помощью компьютерных технологий. Наши мозги не состоят из кремниевых чипов, и алгоритмические вычисления — далеко не главная их функция. Если мозг — это компьютер, то это неотлаженный компьютер со множеством противоречивых операторов и компонентов с неясным назначением. Человеческое сознание нельзя оторвать не только от материи, но и от окружения — социального и культурного контекста, в котором оно участвует.

Достоверных свидетельств того, что все эти компоненты можно технически «симулировать», пока ни у кого нет. Даже самый мощный искусственный интеллект, скорее всего, будет также далёк от человеческого сознания, как настоящее яблоко от логотипа компании Apple. Он будет не хуже и не лучше, но совершенно иным.

Источники:

https://www.popmech.ru/gadgets...
https://ru.espreso.tv/news/201...
https://newtonew.com/opinion/r...


Вернуться назад