ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Дизайн-мышление определяют мысли-наперед
Дизайн-мышление определяют мысли-наперед26-04-2016, 09:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Дизайн-мышление определяют мысли-напередДля того чтобы дать определение дизайн-мышлению, необходимо выйти за пределы традиционного восприятия. Об этом шла речь в рамках экспертного семинара на тему «Методы управления инновациями и дизайн-мышление» Междисциплинарного лектория «Контекст», на котором выступили кандидат физико-математических наук, член Британского королевского института сертифицированных экспертов, руководитель Санкт-Петербургского офиса по консультационным услугам и оценке компании Ernst & Young Владислав Мягков и Михаил Шишкин, основатель брендингового агентства Shishki, соучредитель Typetype School, преподаватель школы интерактивных коммуникаций в рекламе (ИКРа).
Как объясняет Михаил Шишкин, дизайн в широком смысле является продуктом «умышленной» деятельности человека, начинающего проект с определенной целью. «Отличие дизайн-мышления от принятия стандартных бизнес-решений заключается в том, что мы работаем с областью неизвестного, гипотезами, моделируя различные процессы, в ходе которых у людей возникают потребности, которые нужно удовлетворить», – уточняет Михаил. По сути, дизайн-мышление является ключом к формированию новых прорывных идей, появлению инновационных продуктов и рынков, которые сегодня определяют развитие экономик.
Еще пару веков назад необходимость в таком подходе не осознавалась. Как считает Владислав Мягков, до XVIII-XIX веков запросы, инициирующие появление новых технологий, были направлены прежде всего на производство традиционных продуктов, а возникающие области знаний были продиктованы прямым заказом — со стороны государства или частного заказчика. «Сейчас перед предпринимательским сообществом стоят задачи совершенно иного порядка — разработка продуктов, которые, по сути, "никому не нужны", поскольку ориентированы на неосознаваемые потребности», – комментирует Мягков.
Эпоха индустриализации и развитие инновационных индустрий стали своего рода «ответом» предпринимателей на «несуществующие потребности». В свое время Генри Форд говорил: если бы людей спросили, что им нужно, они сказали, что более быстрая лошадь, и автомобиль никогда не был бы изобретен. «Зачастую людям необходимо дать то, о чем они даже не подозревают, как это сделала компания Apple, которая предложила рынку принципиально новый продукт — телефон без кнопок. Как ни парадоксально, инновационный продукт моментально вошел в обиход, хотя до этого никто из потребителей не мог себе даже представить его. Появление подобных вещей обусловлено "мыслями наперед" — дизайн-мышлением», – полагает Михаил Шишкин.
Дизайн-мышление стало одним из основных инструментов, определяющих успешность венчурного проекта. Как объясняет Владислав Мягков, основными стейхолдерами в венчурной индустрии являются три фигуры – изобретатель, предприниматель и венчурный капиталист/бизнес-ангел. Несмотря на то, что каждый из них в своей деятельности преследует свою цель, именно такой альянс позволяет найти место в реальности пока несуществующему продукту.
Принято считать, что идея дизайн-мышления зародилась в Силиконовой долине, получила развитие в компании IDEO, а затем была подхвачена Стэнфордским университетом, Университетом Потсдама и другими вузами. На их базе возникли школы дизайн-мышления и научные центры, где проводятся различные исследования – от влияния пространственных факторов на проектирование до роли эмпатии в программировании. Эмпатия, по словам экспертов, представляет собой первый и определяющий в судьбе проекта этап (независимо от того, что это за проект – новая компания или продукт). По словам Владислава Мягкова, в крупных и средних международных компаниях сотрудники в обязательном порядке каждый год проходят курсы творческого мышления, во главе угла которых является ориентация на человека и его потребности. Речь идет о принятии решений, которые опираются на потребности людей, а не на прагматические цели бизнеса. Эмпатия, объясняет Михаил Шишкин, позволяет сфокусироваться на проблемах реального человека, а не на абстрактной целевой аудитории. «Для этого, реализуя исследования, необходимо общаться с живыми людьми, вычленяя между строк и в интонациях собеседников реальные проблемы человека». После этого начинается этап генерации — идей и методов, направленных на решение выявленных проблем. Затем идет стадия протопирования, «черновиков», экспериментов, которые либо приведут к искомому решению, попадающему в точку, либо заставят проект уйти с орбиты. Статистика обещает жизнь не более 30% возникающих стартапов. Вернуться назад |