Фото- и киноплёнка постепенно уходит с массовых рынков. Но компания, известная достижениями в её производстве, списывать плёнку в утиль не спешит — хотя и не по той причине, о которой вы, вероятно, подумали.
Fujifilm Corporation представила прозрачную плёнку, отражающую свет с заранее выбранными длинами волн и при этом беспрепятственно пропускающую все остальные волны из видимого спектра. Называется новый материал Wavista; его явление народу на выставке нанотехнологий, проходившей 29–31 января в Токио (Япония), произвело некоторое впечатление — и мы даже можем понять, почему.
Выставочный образец — это лишь демонстрация возможностей. Разработчики же уверяют, что плёнка может быть едва ли не любых размеров. (Фото Tadashi Nakamichi.)
Когда плёнка из такого материала прикреплена к обычному оконному стеклу, она может использоваться для отражения света красного, зелёного и синего участков видимого диапазона, причём в заданных отрезках спектра альбедо равно почти 100%. Подсвечивая такое стекло сзади световым лучом, можно получить удобную поверхность для проецирования изображений на стекло, которое для обычного света кажется прозрачным.
Что важно, материал плёнки целиком органический и не содержит металлов: это делает его вполне радиопрозрачным. Многие похожие специальные покрытия в этом смысле куда менее приятны: нередко они делают невозможным даже банальное использование мобильной связи из-за блокирования части радиоволн.
Выгодной стороной нового покрытия стало и то, что его можно нанести на стекло любых размеров без каких-либо сложностей, словно обычную самоклеящуюся плёнку, и сохранить за таким окном функцию дневного освещения, одновременно делая его экраном.
В отличие от аналогичных систем, использующих зеркала и светоделительные элементы, угол обзора для таких полупрозрачных экранов весьма широк и, по сути, совпадает с углами, под которыми человек способен видеть через базовое стекло. Такая особенность выгодно отличает новинку от проекторов, работающих с ветровым стеклом автомобилей сегодня: для последних часто даже лёгкий поворот головы водителя тут же превращает проецируемые надписи и картинки в нечто нечитаемое.
Проекция на лобовое стекло автомобиля давно не новость, вот только блики или банальный поворот головы могут лишить вас навигационной информации в любой момент. К счастью, светоизбирательная плёнка нечувствительна к таким тонкостям. (Иллюстрация Garmin.)
Разработчики считают, что внедрение Wavista начнётся с так называемых устройств дополненной реальности всех сортов, где такой штуке уготовано широчайшее применение. Кроме того, в Fujifilm рассчитывают на её использование в надлицевых дисплеях, проецируемых на ветровое стекло автомобиля изнутри, а также надеются на интерес выставочной индустрии, где можно накладывать сменяемые цифровые изображения на демонстрируемые экспонаты.
Подготовлено по материалам Tech-On!.
Вернуться назад
|