ОКО ПЛАНЕТЫ > Тема дня > Сделайте это дважды

Сделайте это дважды


24-04-2019, 12:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

 

 

Сделайте это дважды

дважды.jpg

MIGUEL VIDAL / REUTERS

Люди недооценивают, как весело делать то же самое дважды

Любовь к новизне в досуге – обычное дело, но исследования показывают, что возвращение к старому может предложить неожиданные удовольствия.

Распространенный сценарий в гостиной: пара пытается выбрать фильм для просмотра. Есть вариант, что один взволнован, но другой уже видел его.

Оказывается, повторение чего-либо «может оказаться менее скучным, чем думают люди», - пишет Эд О'Брайен, автор исследования и профессор по поведенческим наукам.

В одном эксперименте О'Брайен и его исследовательская группа на выставке Чикагского музея науки обратились к людям, попросив их оценить, насколько им понравилась выставка и насколько, по их мнению, им будет интересно снова ее посетить. Люди обычно отвечали, что на второй раз выставка будет менее веселой, но те, кто пришел еще раз просьбе исследователей, оценили ее примерно так же, как и первую.

Музеи – хороший пример для понимания результатов исследования О'Брайена: почему все старое может нам понравится больше, чем мы думаем. Возможно, дело в том, отмечает О'Брайен, что наше недооцененное удовлетворение возникает из-за того, что мы уже хорошо что-то знаем: возможно, музейная коллекция выглядела невероятной в первый раз, но – более спокойной во второй. Или, может быть, вы что-то пропустили в первое посещение. О'Брайен нашел более сильную поддержку этой второй идее: люди могут недооценивать новизну, скрывающуюся в вещах, которые, как они думали, они уже испытали в полной мере.

В другом эксперименте команда О'Брайена попросила участников исследования посмотреть фильм, который они не видели раньше. На следующую ночь, их снова попросили посмотреть тот же фильм. Группа, которая не смотрела его вторую ночь подряд, оценила удовольствие, которое она получила бы, пересматривая его, в среднем на 3,5 по семибалльной шкале. Но группа, которая смотрела фильм еще раз, дала в среднем 4,5.

Эти противоречия хорошо иллюстрируют результаты О'Брайена. Дело не в том, что смотреть фильм второй раз за 24 часа так же приятно, как в первый раз - скорее всего, так не будет. Но, похоже, это будет приятнее, чем можно было бы предсказать.

В целом, психологические и поведенческие исследования показали, что, когда люди принимают решения о том, что, по их мнению, им понравится, они часто отдают приоритет новому опыту (новой книге или фильму, или путешествию туда, где они никогда раньше не были). Они не ошибаются, когда выбирают это: люди, как правило, наслаждаются меньше теми вещами, к которым они больше привыкли. Как пишет О'Брайен: «Люди могут выбирать новизну не потому, что ожидают исключительно положительную реакцию, а потому, что ожидают исключительно скучную реакцию на старый вариант». И иногда это ожидаемое чувство скуки может быть преувеличено.

Знание того, что ожидания могут иногда отклоняться от реальности, может помочь в организации досуга. «Я думаю, что люди тратят много времени на размышления о том, почему они предпочитают новый вариант, а не старый», - написал мне О'Брайен в электронном письме. Это может сэкономить им время и сделать их такими же счастливыми.

О'Брайен сказал мне, что данное исследование изменило его подход к повседневным решениям. «Если моя цель - немного расслабиться, - писал он, - я, скорее всего, выберу сразу то, что мне уже нравится, а не буду тратить половину этого времени на поиск чего-то нового».

Есть такой опыт, который лучше всего подходит для такого мышления. Например, сложность может быть важным фактором; вещи, которые «содержат слишком много информации для первого раза», такие как книга или огромный музей, могут потребовать повторения. (Если у романа большой закрученный сюжет, скажем, было бы приятно заметить все подсказки во время перечитывания.)

Среди нас есть те, кто, кажется, использует такое мышление: маленькие дети. Многие из них с удовольствием будут смотреть одни и те же фильмы, читать одни и те же книги и петь одни и те же песни до бесконечности. «Маленьким детям, возможно, еще предстоит развить способности, помогающие взрослым работать со сложной информацией», - размышляет О'Брайен в статье. Возможно, они еще не выяснили, как можно оценить новизну. Или, возможно, они правильно оценивают всю прелесть того, что все еще можно найти в старом. И просто еще не видят в повторении застой и скуку.

По всей вероятности, дети не совсем правы - хотя они могут наслаждаться 50-м просмотром мультфильма точно так же, как и первым, их родители не обязательно чувствуют то же самое, но, возможно, в этом есть некоторая мудрость их поведения. Современное развитие может помешать притяжению романа. Высококачественные телешоу появляются с огромной скоростью (не говоря уже о фильмах, книгах и других видах развлечений). СМИ постоянно говорят об удивительных вещах, о которых вы еще не знали. Это может быть ошеломляющим, и, как О'Брайен говорит в своей статье, одноразовое мышление может быть «адаптацией для облегчения когнитивной нагрузки», что помогает людям воспринимать новую информацию. Но когда они ее воспринимают, то могут недооценить то, что уже перед ними.


Вернуться назад