ОКО ПЛАНЕТЫ > Тема дня > Какие психологические ловушки заставляют нас тратить больше
Какие психологические ловушки заставляют нас тратить больше7-09-2018, 09:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Существует множество психологических ловушек, наших собственных или навязанных извне, из-за которых мы тратим больше, чем нужно. Начнем с трех самых известных.
Эти особенности нашей психологии лежат, так сказать, на поверхности, но есть и немало других, часто лежащих на подсознательном уровне, которыми умело пользуются маркетологи, навязывая нам товары, без которых мы прекрасно могли бы обойтись. Маркетинг наступает и выигрывает Вот, например, эффект ожидания продаж чего-либо, которые раздуваются рекламой до вселенских масштабов. За период ожидания наше стремление купить ЭТО неудержимо растет, а что в итоге? Ну, купите вы широко разрекламированный новый iPhone, который, возможно, действительно несколько превосходит ваш старый, и что, ваша жизнь от этого сильно изменится? Довольно скоро эйфория от новой покупки пройдет и даже возникнет мысль, стоило ли выбрасывать столько денег. Правда, мало кто в этом признается. Еще один эффективный прием маркетологов – вызвать у человека боязнь что-то упустить. Это может быть распродажа (которая на поверку окажется не намного дешевле исходной цены), акция со скидками (и вы записываетесь на косметические процедуры, которые вам не особенно-то и нужны) и т.п. Однако человек – слишком сложное существо, чтобы всё можно было свести к манипулятивным воздействиям. Проанализируйте, насколько изложенное ниже относится к вам, и, возможно, вы начнете иначе подходить к своим тратам. Что мешает нам действовать рационально
У многих необходимость что-либо менять вызывает психологический дискомфорт вплоть до стресса, ведь придется вникать во что-то новое, разбираться, сравнивать, принимать решение… Для примера: вы годами пользуетесь услугами одного и того же мобильного оператора. Однако конкуренция на рынке растет, другие операторы предлагают клиентам более выгодные условия, так почему бы не воспользоваться этим предложением. Но нет, мы продолжаем упорно держаться за статус-кво, даже если это требует больше расходов.
Многие читают гороскопы, даже если утверждают, что в них не верят. Однако гороскопы составляются настолько расплывчато, что практически каждый может найти что-то, что можно отнести к себе, например: «вы относитесь к работе очень ответственно, но не гарантированы от ошибок» или «ваша судьба ждет вас, будьте готовы к новым отношениям». Этот эффект получил название в честь знаменитого американского шоумена Барнума, получившего широкую известность благодаря своим психологическим манипуляциям. Одна из приписываемых ему фраз – «У нас есть что-нибудь для каждого».
Вы получили прибавку к зарплате и радуетесь, не задумываясь ни об инфляции, ни о снизившейся покупательной способности денег. По сути, ваша теперешняя зарплата практически ничем не отличается от прежней, ведь на нее можно купить столько же товаров, что и в прошлом году, когда они были дешевле. То есть фактически вас радует цифра, а не реальное положение дел. Но все равно приятно, что работодатель хотя бы компенсировал вам потери от инфляции.
Беспроигрышный ход продавцов – заставить вас почувствовать вещь своей: примерить шубу/платье/туфли («ах, как вам идет!»), подержать в руках украшение/удочку/гаджет («видите, как красиво/удобно!»), заставить представить себе, как этот пылесос будет эффективно очищать пространство вашего дома или эта посудомоечная избавит ваш маникюр от необходимости постоянного обновления. Противостоять такому психологическому давлению могут разве что люди с железным характером и опытные коллекционеры, которые способны очень рационально мыслить и решать, нужно им это или нет.
Вспомните: как часто вы не хотели отказываться от убыточного дела и менять свои планы? Здесь срабатывает психологическое нежелание признать дело убыточным и отказаться от него. В бизнесе это называется эффект утопленных затрат, и ему подвержены не только отдельные люди, но и крупные компании, такие, например, как General Motors: ее руководство сделало ставку на продажу копий японских автомобилей, которая оказалась убыточной, однако потребовалась смена менеджмента, чтобы отказаться от многолетней практики выпуска убыточного продукта. На бытовом уровне часто возникает ситуация, когда жена не разводится с давно уже не любимым мужем, хотя и дети выросли, и их не связывает ничего, кроме общего места жительства, а все потому, что «мы же прожили вместе столько лет…». Всё, что здесь изложено, — это информация к размышлению, порой не слишком приятному, но только так вы не позволите никому манипулировать собой, в том числе и своему собственному подсознанию.
Вернуться назад |