1. Краткое описание
Российский рынок недвижимости в настоящее время переживает бурный рост. Одновременно с этим происходит процесс более четкого структурирования предлагаемых на нем услуг, а также смещение акцентов в активизации их совершенствования с одних видов услуг на другие.
По мере освоения вторичного рынка недвижимости внимание инвесторов все больше фокусируется на начале начал – создании объектов недвижимости. Однако, для того, чтобы на месте земельного участка или старого здания появился новый объект недвижимости, наилучший для данного местоположения, отвечающий всем современным требованиям, который в ближайшем будущем при его продаже или сдаче в аренду окупит вложенные деньги, требуются специальные знания и навыки.
Стремление инвесторов получить гарантию целевой окупаемости инвестиционных проектов и долгосрочную экономическую выгоду от их реализации рождает спрос на консалтинговые услуги в сфере недвижимости. В ответ на это все большее число компаний начинает предлагать такого рода услуги, привлекая в свой штат отдельных специалистов или создавая новые подразделения. Особенно динамичное развитие этой тенденции наблюдается последние 3 года, а темпы роста рынка этих услуг от года к году увеличиваются в геометрической прогрессии.
Как правило, в перечень консалтинговых услуг по поводу создаваемого объекта недвижимости компании включают следующие услуги:
- анализ инвестиционной привлекательности и наилучшего использования земельного участка;
- маркетинговые исследования по поводу данного объекта недвижимости;
- разработка концепции развития объекта недвижимости;
- подготовка бизнес-плана по соответствующему инвестиционному проекту;
-
разработка маркетинговой стратегии продвижения объекта недвижимости.
Некоторые компании включают в разработку концепции объекта архитектурные решения по его планировке, зонированию (для торговых центров).
Есть компании, которые также предлагают услуги по разработке инвестиционного меморандума по конкретному инвестиционному проекту, консультационному сопровождению проекта на всех основных стадиях его реализации: получение разрешительной документации, организация тендеров по выбору и последующий надзор за работой генподрядчика и генархитектора, строительство, продажа или сдача в аренду объекта и последующее управление объектом недвижимости.
На рынок консалтинга в недвижимости выходят компании разных специализаций. Это риэлторские, девелоперские, инвестиционно-строительные, управляющие компании, а также консалтинговые фирмы широкого профиля, спектр услуг которых простирается от управленческого консалтинга до аудита и оценочной деятельности.
Для одних компаний предложение консалтинговых услуг является средством получения эксклюзивного права на продажу или сдачу в аренду будущего объекта недвижимости и/или права на управление этим объектом. Для других компаний это стремление расширить свой арсенал услуг для наиболее полного удовлетворения потребностей заказчика.
Предлагаемая работа является первым всесторонним, комплексным исследованием, проведенным на российском рынке консалтинговых услуг в сфере недвижимости. Всесторонность исследования заключается в том, что в нем рассматриваются различные аспекты функционирования и развития российского рынка консалтинговых услуг в сфере недвижимости. В исследовании дана общая характеристика, раскрыты особенности и современные проблемы данного рынка, описаны основные категории потребителей, проведен глубокий анализ предложения консалтинговых услуг в недвижимости.
Анализ предложения консалтинговых услуг в исследовании предполагает рассмотрение совокупного предложения услуг на рынке консалтинга в недвижимости, их классификацию и структурирование. Кроме того, в работе дана характеристика компаний – основных участников этого рынка: основные анкетные данные, направления деятельности, история образования, опыт работы на рынке, наиболее крупные проекты, описание консалтинговых подразделений, цены на консалтинговые услуги и многое другое.
Авторами исследования составлен рейтинг консалтинговых компаний по совокупности различных критериев оценки. Комплексность исследования основана на широком спектре примененных методов, среди которых: контент-анализ, экспертные оценки, интервьюирование, мистери-шопинг и др.
Объектом исследования является российский рынок консалтинговых услуг в недвижимости.
Предмет исследования – предложение на российском рынке консалтинговых услуг в недвижимости.
В исследовании описывается около 100 компаний, оказывающих консалтинговые услуги в области недвижимости на российском рынке, как минимум, две основные услуги: 1) анализ наиболее эффективного использования участка (Highest and best use analysis); 2) разработка концепции объекта недвижимости. Более 90% из этих компаний находятся или имеют представительство в Москве.
2. Цель
Цель исследования – проанализировать состояние и перспективы развития российского рынка консалтинговых услуг в недвижимости, дать полную качественную характеристику структуре данного вида услуг, предлагаемых в сфере недвижимости, предоставить подробную аналитическую информацию о компаниях, оказывающих консалтинговые услуги на рынке недвижимости в России.
3. Практическая ценность
Данное исследование позволяет:
3.1. Получить информацию о российском рынке консалтинговых услуг в целом, о состоянии, специфике, основных тенденциях и перспективах его развития.
3.2. Получить представление об основных потребителях консалтинговых услуг.
3.3. Изучить компании, оказывающие консалтинговые услуги на рынке недвижимости в России, по представленной в исследовании их подробной характеристике и сравнительным рейтингам.
3.4. Получить подробный анализ цен на различные виды консалтинговых услуг в недвижимости с разбивкой по основным сегментам рынка.
3.5. Узнать об особенностях ценообразования на российском рынке консалтинговых услуг в недвижимости.
Исследование может принести практическую пользу:
-
компаниям, начинающим путь консалтинга в недвижимости, с точки зрения более полного понимания этого рынка, использования результатов исследования в качестве маркетинговой составляющей бизнес-планов;
-
существующим поставщикам консалтинговых услуг в недвижимости в плане изучения конкурентной среды и возможной корректировки маркетинговой стратегии и тактики;
-
девелоперским, строительным и управляющим компаниям, банкам, финансовым и инвестиционным структурам, частным инвесторам, а также другим потенциальным потребителям консалтинговых услуг в недвижимости в рамках изучения и выбора исполнителей по инвестиционным проектам;
-
маркетинговым агентствам, работающим или желающим работать на рынке недвижимости, в качестве материалов для своей исследовательской деятельности;
-
организаторам периодических изданий специализированного характера, информационно-аналитических порталов, посвященных недвижимости, для подготовки обзорных и аналитических статей.
4. Основные преимущества исследования
4.1. Простота. Исследование оформлено в формате Word, в виде текста с таблицами и диаграммами.
4.2. Удобство работы. Оглавление исследования, содержащееся в начале, является навигационным меню, позволяющим при нажатии ссылки на любой из заголовков сразу попасть в соответствующий раздел. При работе в Word рекомендуется работать с документом в режиме «Схема документа» (активизируется на панели инструментов в опции «Вид»). При этом оглавление исследования постоянно отображается в левой части интерфейса, предоставляя возможность выбирать любой раздел.
4.3. Удобство работы с массивом данных. Все статистические данные о компаниях, услугах представлены дополнительно в таблицах Excel, что дает возможность проводить дополнительную аналитическую работу. Установленный автофильтр позволяет быстро находить любой объект или группу объектов, удовлетворяющих заданному условию (содержит или не содержит определенную фразу, начинается с определенного словосочетания… и т.д.).
4.4. Уникальность исследования. Одним из методов проведения исследования, впервые примененным на рынке консалтинговых услуг в недвижимости, явился метод «таинственного покупателя» (мистери-шопинг), который предполагает взаимодействие (с обязательным посещением) исследуемой компании под видом потенциального покупателя. Результатом взаимодействия является получение коммерческого предложения с перечнем оказываемых услуг, этапами и сроками их выполнения и стоимостью каждого вида услуг. Кроме того, в ходе взаимодействия изучаются и оцениваются такие характеристики компании, как отношение к клиенту, реакция на первый звонок, имидж, интерьер офиса, квалификация персонала, знание компанией своего рынка и основных конкурентов и др.
4.5. Минимальный объем требуемого дискового пространства.
5. Источники информации
При проведении исследования использована информация, полученная из следующих источников:
5.1. Периодические издания (журналы и газеты) общего и специализированного характера.
5.2. Официальные сообщения и публикации компаний сферы недвижимости.
5.3. Интернет-пространство (официальные сайты организаций, порталы по недвижимости, каталоги);
5.4. Результаты собственных полевых исследований на рынке недвижимости: социологических опросов потребителей, поставщиков услуг, другой целевой аудитории; интервьюирования экспертов рынка; контрольных закупок (мистери-шопинг).
5.5. Личные контакты.
6. Сведения об авторе
Компания ЗАО «Новоком Эстейт» специализируется на консалтинге в сфере недвижимости, предоставляя услуги собственникам, арендаторам земельных участков и других объектов недвижимости, частным и корпоративным инвесторам, компаниям-застройщикам, корпорациям и финансовым организациям, государственным структурам.
Основные направления деятельности:
-
Консалтинг в недвижимости: инвестиции в недвижимость, управление проектами, корпоративная недвижимость.
-
Исследования на рынке недвижимости.
-
Образовательные услуги в сфере недвижимости.
-
Агентские услуги.