ОКО ПЛАНЕТЫ > Туризм > Любимая Россия: Монастырь Святого Нила на Столобном острове на озере Селигер
Любимая Россия: Монастырь Святого Нила на Столобном острове на озере Селигер4-12-2011, 20:19. Разместил: virginiya100 |
Надвратная церковь Нила Столобенского построена в 1751-1755 годах. Строил ее селижаровский крестьянин Фома Павлов, взяв за образец надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря в Москве. Нынешний облик церкви Нила Столобенского отличается от первоначального. В 1832-1838 годах верхнюю часть храма переделали, чтобы придать ему сходство с вновь построенным монументальным Богоявленским собором. При этом, как указано в книге Т.В. Барсегян "Нило-Столобенская пустынь. Монастырь и мир" (Издательство Московского университета, 1999 г.), был "разобран венчавший ее восьмерик с пятью главами, его заменила ротонда, перекрытая куполом с небольшим барабаном и одной главкой".
План Нило-Столобенской пустыни в начале XIX века.Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.
О "восьмерике с пятью главами" пишет и А.А. Галашевич в своей известной книге "Художественные памятники Селигерского края" (Москва, "Искусство", 1983 г.). Однако этот "венчавший восьмерик с пятью главами" вызывает некоторые вопросы. Первый вопрос: а было ли пятиглавие? Сохранилось изображение храма до 1832 г. - с иконы Нила Столобенского (из той же книги Т.В.Багрегян, стр. 77). Здесь мы видим ярусный одноглавый храм в духе нарышкинских церквей конца 17 века. Точно таким же предстает храм на гравюре к книге Н.Я. Озерецковского "Путешествие на озеро Селигер" (Спб, 1817 г.), изображающей панораму Ниловой пустыни. Наконец, именно так выглядит Тихвинская церковь Донского монастыря в Москве, по подобию которой (как указывает сама Т.В.Берсегян) Фома Павлов строил свою церковь.
Рассмотрим повнимательней Тихвинскую церковь Донского монастыря. Действительно, на третьем ярусе можно разглядеть четыре миниатюрные декоративные главки над полукруглыми тимпанами. Вероятно, такие же имела до реконструкции Нильская церковь, а на старинные изображения они не попали из-за малых размеров. Можно ли считать Тихвинскую церковь пятиглавой? С точки зрения церковных канонов - да, возможно, но с архитектурной точки зрения вряд ли. Вопрос второй: можно ли назвать этот ярус "венчающим"? Тут уж однозначно - нет. Это промежуточный, третий ярус четырехъярусного сооружения. И еще один вопрос: а был ли вообще "восьмерик"? Может быть, ярус был таким же округлым, как у Тихвинской церкви?...
Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа. Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.
Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6772.htm Историческое фото: Грунтовая дорога, проходящая через каменный мост, ведет к селу Колчеданское, расположенному в Уральских горах на юго–восток от Екатеринбурга. К тому времени, когда в 1912 году была сделана эта фотография, село, основанное в 1673 году как форт для продвижения русских на восток, стал центром добычи и обработки песчанника с двумя крупными каменными церковными зданиями, включая женский монастырь со школой. http://lost-empire.ru/index.php?option=com_true&Itemid=6&func=detail&catid=7&id=352#top_tg
Вернуться назад |