Россия – великая страна, растянулась от Калинграда до Камчатки. Взглянешь как бы из космоса, а на самом деле с гугловских карт, а она вся усыпана мигающими гроздьями рубиновых точек: большими областными городами, районными городками поменьше и песчинками поселков, деревень, сел, хуторов. Взгляд на карте, в первую очередь, ищет столицу нашей Родины - Москву, а уже найдя Москву, ориентируешься по ней, как по маячку, ищешь нужную тебе местность. Скользим взглядом на север от Москвы, «всего-то» 500км и утыкаемся в глубоко-синий неровный кружочек, расположившийся на зеленом фоне лесов и полей, кое-где расчерченных тоненькими полосками дорог. Крутим колесиком мышки и увеличиваем кружочек. И вот из кружочка вырастает во весь экран монитора целое озеро, на восточном берегу которого пристроился какой-то городок. А городок этот древний, со своей любопытной историей и старинной архитектурой, который привлек наше внимание, называется Чухлома. Чухлома – небольшой город, районный центр Костромской области с населением всего ок. 5 500 чел. Первые упоминания о нем появились в рукописях летописцев в 1381г. Еще до упоминания в летописях вдоль берегов озера жили различные финно-угорские племена с собирательным названием чудь. По имени всех северных народностей и озеро прозвали Чудским (не путать с известным Чудским озером, расположенным в Псковской области и Эстонии), а потом как-то незаметно оно стало Чухломским, а восточное поселение вдоль озера стало Чухломой. С самых незапамятных времен племена чуди промышляли в этих местах, богатых рыбой и пушниной. Чухломское озеро в народе до сих пор называют «морем», потому что его немалая площадь составляет 50 кв. км.
В Х в. в эти места потянулись поселенцы с новгородских земель, для которых тоже основными промыслами становились рыбалка и охота, а впоследствии и торговля. Изначально Чухлома была в составе Галичского княжества, в которое входили и такие удаленные от него земли, как Руза и Звенигород. А княжил во всех этих землях сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич. В 1450 году Галичское княжество (вместе с Чухломой) было присоединено к Москве. Уже в 1719 году по территориальному делению Петра I Чухлома стала административным центром Чухломского дистрикта и вошла в состав Галицкой провинции Архангелогородской губернии. Но в 1778 году по указу императрицы Екатерины II Чухлома была назначена уездным городом Костромского наместничества, чуть позже переименованной в Костромскую губернию. После революции Чухлома вместе с Костромой состояла и в Ивановской, и в Ярославской области, но окончательно в свое современное административное состояние Костромская область и в ее составе Чухлома перешли в 1944г.
Маленькая древняя Чухлома (кстати, до сих пор так и не решили, в каком слоге – первом или последнем ставить ударение в названии города, так и зовут до сих пор - кто ЧухломА, а кто ЧУхлома) пережила за свою историю множество бедствий и напастей. Повидала она княжеские междуусобицы в XVв., когда они закончились, город в покое не оставили — продолжались набеги татар, а в Смутное время Костромские земли сильно пострадали от польских войск - все деревни вокруг Чухломы были сожжены, а сама Чухлома уцелела, но сократилась до размера небольшой деревни в 30 дворов. Тем не менее город восстановился благодаря торговле, рыболовству, охоте. Уже в ХIХ в. город славился своими купцами, которые везли на продажу в Москву, Петербург и даже заграницу товары из Чухломы. Казалось бы что может связывать патриархальную и провинциальную Чухлому и далекую, где-то там за океаном находящуюся Библиотеку Конгресса США? А связывает их одна интересная история, начавшаяся где-то в глубинах XVIIв. с древнего рода Июдиных. Известный чухломский купец Федор Иванович Июдин в 1807 году в Санкт-Петербурге был удостоен высокой чести: занесен в книгу знатнейшего купечества Российской империи. Обозы купца Июдина с пенькой, мешками с льняным семенем и дорогими мехами перегружались на суда и сплавлялись по могучим северным рекам до Архангельска. Там, на собственных заводах, сырье перерабатывалось и суда, груженые уже канатами, кожей и великолепной пушниной, доставлялись Июдиным в Англию и Нидерланды. Торговые дела его шли превосходно. Но в 1809 году возобновилась Русско-турецкая война, корабли купца с товарами были захвачены турками. Как только распространились слухи о его разорении, имя Июдина тотчас было вычеркнуто из списков знатных купцов. И хотя через несколько лет Ф.И. Июдин получил от Турции (в счет контрибуции) свои деньги, он больше рисковать не захотел и переселился в Одессу. Вместе с ним разъехались по всей России и многочисленные торговые представители рода Июдиных.
Терем ву Чухломе
На этом история не заканчивается. Почти через 100 лет другой богатый, но уже красноярский купец Геннадий Васильевич Юдин, утративший букву "И" в фамилии, но сохранивший любовь к своему роду, в 1902 году издает двухтомный труд: "Материалы по истории г. Чухломы и рода костромичей Июдиных". В предреволюционные годы состарившийся и одинокий Г.В. Юдин распродает все свое имущество и, в том числе, редчайшую библиотеку, состоящую из 80 тысяч томов и 100 тысяч рукописей, среди которых ценнейшие документы Российско-Американской Компании по освоению Аляски и Сибири.
Первые предложения о покупке уникальной библиотеки Г.В. Юдин делает царскому правительству, но, получив отказ, в 1907 году продает всего за 40 тысяч рублей все свои бесценные книги и рукописи представителю американского президента Теодора Рузвельта. Сейчас это собрание составляет основу "Славянского отдела" Библиотеки конгресса США.
Вот такую связь имеет маленький провинциальный городок Чухлома и Библиотека Конгресса США. Но потомок древнего чухломского рода Июдиных оставил память о себе и на Красноярской земле. В фонде Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края хранится большая часть второй домашней библиотеки библиофила (около 10 тыс. экземпляров). После продажи своего громадного книжного собрания в США, Юдин собрал в последние пять лет жизни вторую домашнюю библиотеку. По своим размерам она значительно уступала проданному собранию, но так же, как и первая библиотека, имела в своем составе немало редких и замечательных изданий. Вот она-то и составила основу Красноярской библиотеки, которая до сих пор носит в народе название «юдинской». После революции Чухлома, не смотря на разные социалистические преобразования: новые, открывающиеся здесь под неусыпным руководством Коммунистической партии промышленные предприятия, имеющие, в-основном, лесоперерабатывающее и сельскохозяственное направление, создающиеся колхозы и совхозы, все равно так и осталась маленьким, провинциальным и патриархальным уездным городком. Тихая, уютная Чухлома, залегшая посреди густых лесов, продолжает быть островком стабильности и покоя вдали от шумных и суетных больших городов. Жители города любят и берегут свою Чухлому за то, что она, как и сотни лет назад, продолжает хранить свой древний облик. Улочки Чухломы, как и раньше, при далеких предках, застроены аккуратными деревянными домиками, а в центре города находится старинный, конца XIX века парк с вековыми вязами. Центр города застроен старинными купеческими каменными постройками. Есть тут и современные каменные здания, построенные еще в советское время. Но как ласкают слух названия и взгляд бывшей Александровской богадельни, детский приют и построенная в 1730г., действующая и поныне Успенская церковь. Главной достопримечательностью Чухломы является, пожалуй, Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, расположенный на противоположном берегу озера, в 11 км от Чухломы. Его основал Авраамий Галичский, который в 1370г. ушел из Троице-Сергеевского монастыря в чудские земли с миссионерскими целями, проповедовать православную веру. Монастырь, основанный на берегу чухломского озера, был четвертый и последний основанный им, в нем Авраамий и умер в 1375 году. Сейчас мы знаем этот монастырь под названием Авраамиево-Городецкий. Мощи святого Авраамия хранятся здесь в соборном храме иконы Божией Матери «Умиление». Здесь же находятся икона пр. Авраамия и празднуемая 28 мая, 20 июля и 15 августа чудотворная икона Божией Матери «Умиление», чудесно Явившаяся около 1350 года пр. Аврамию и называемая Галичскою, Чухломскою и Городецкою. В Покровском храме монастыря хранятся вериги преподобного Авраамия, а у подножия горы, на котором раскинулся монастырь, находится ископанный им колодец. В монастыре два больших собора, прислонившихся друг к другу: Покровский и Богородицкий. Есть необычная маленькая надвратная церковь, стоящая на склоне. На территории монастыря похоронены предки рода Лермонтовых, есть часовня, установленная обществом лермонтоведов. По сведениям историков, древняя Чухлома жила рыбалкой, охотой, огородничеством, ремеслами и торговлей. Чем же живет городок сегодня? А как и прежде, чухломичи уважают зимнюю и летнюю рыбалку – до сих пор в глубоких омутах озера водится щука и знаменитый чухломский карась, который когда-то подавался на стол сначала царю, а позже, уже в советское время доставлялся в Москву кремлевским обитателям. Чухломского карася можно отведать и в местном ресторане, очень недорого и по-домашнему приготовленным. Осенью открывается сезон охоты и местные охотники отправляются на озеро пострелять уток, а в лесах водятся лисы, волки, кабаны и медведи.
Как и в старину, почти каждая чухломская семья возделывает собственный кусочек земли, заготавливая на зиму запасы картошки и разнообразных солений-варений. И делают это не от нужды, а потому что «так заведено» - традиция предков, оправдывая свои труды тем, что лично выращенные продукты «экологически чистые». Что ж, аргументы звучат вполне по-современному.
Чухломской крестьянин Мартемьян Сазонович Сазонов вместе с родственниками и соседями возле своего дома 1908 г.
Основное же ремесло здесь связано с деревом, с плотничеством, что не удивительно, ведь Чухлому со всех сторон окружают густые леса, и с торговлей – не перевелись еще потомки знатных чухломских купцов. Чухломские плотники сохранили традиции древних мастеров, рубят срубы деревянных домов и бань на загляденье: от простых классических изб-пятистенок до самых разнообразных и причудливых теремков. Множество деревянных домов и бань построено на загородных участках жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Твери, Калуги и др. городов Европейской части России чухломскими плотниками из чухломского леса.
Вот так и живет Чухлома – век за веком. На планете происходят войны, революции и перестройки, а город как стоял 600 лет назад, так и стоит сейчас. Прогресс шагает по планете, не обходит он и Чухлому стороной. То там, то здесь видишь причудливое сочетание современности и старины: спутниковую тарелку на деревянном доме, украшенном резьбой; крестьянку, самозабвенно обрабатывающую грядку клубники с айфоном последней модели в кармане джинсов; плотника, который целый день трудился в лесной делянке, а теплым летним вечером расположился во дворе собственного дома с ноутбуком, общаясь с кем-то по Skype. Люди в этих краях умеют и любят работать, поэтому все, кто не бездельник, не лодырь, умеют зарабатывать себе на безбедную жизнь. Идешь по тихим, опрятным чухломским улочкам, застроенных деревянными аккуратными домиками и все здесь дышит стариной. И кажется, что как в каком-нибудь XIX веке, сейчас выедет из-за поворота упряжка с лошадью, ждешь, когда же зацокает приближающийся звук копыт. А нет… Из-за поворота появляется современный автомобиль. А если успеваешь заглянуть внутрь авто, то иногда можно заметить, что на заднем сиденье там лежат топоры и бензопилы – плотник возвращается с работы, наверное… Чухлома как была уездным городом со времен Екатерины II, так и остается…
Автор текста Виолетта Румянцева,
г. Чухлома Костромская область, 2012г.
Вернуться назад
|