ОКО ПЛАНЕТЫ > Туризм > Тимбукту

Тимбукту


7-06-2012, 08:51. Разместил: VP

 

Наиболее точное описание Тимбукту принадлежит перу немецкого путешественника Генриха Барта: в середине прошлого столетия он прожил там целый год. Описание Бартом людей, торговли и архитектурного стиля даже сегодня почти не утратило достоверности.




Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный, видимо, в XII веке поселок «Колодец стражницы Букту” (”Тим” на туарегском языке означает «колодец”) сначала был просто местом отдыха пастухов-туарегов, перемещающихся между Нигером и пустыней.

 

Постепенный расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом малинке (иногда его называют мандинго). Берберы-мусульмане из родственного маврам племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы поселились в разделенных по этническому принципу кварталах. Столица государства Мали быстро превратилась в значительный торговый центр. Из родственного города Дженне купцы привозили золотой песок, слоновую кость, кожу, орех колы и рабов на перевалочный пункт Тимбукту, откуда и товары, и люди переправлялись через Судан в северном направлении. Обратный поток обеспечивал Тимбукту солью, шелковыми тканями и другими предметами восточной роскоши.


«Суданский гуманизм».

 

В 1325 году паломник Канхан Мусса на обратном пути из Мекки надолго остановился в Тимбукту и украсил город великолепными дворцами и мечетями.

 

Тогда и была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя, мечеть Джингеребер – прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными колоннами. Полностью выдержанный в «суданском стиле” приземистый конический минарет сужается кверху и увенчан сглаженными ветром и непогодой глиняными башенками. По углам здания были построены многочисленные глиняные башни в форме сахарных голов. Во дворе – захоронения арабов из нынешнего Алжира.

 

Благодаря основанному позже университету (он, как утверждают, насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной Африки. Ученые родом из Феса и Каира стали основателями «суданского гуманизма”, завоевав прочную славу главным образом в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную библиотеку.


Мечеть солеторговцев.

 

Приземистым минаретом пирамидальной формы выделяется вторая мечеть, Санкоре, в северо-восточной части города. Ее архитектурное решение было доверено андалузскому поэту Эс-Сахели. Эта мечеть, расположенная в бывшем квартале крупных солеторговцев, как и Джингеребер, была полностью перестроена в XVI веке. Она выделяется примечательным фасадом: декоративно вынесенные вперед, выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее засыпает песок, украшены древним мавританским орнаментом. В XV веке транс-сахарсая торговля пережила невиданный подъем: у португальских и итальянских купцов, которые получали благородный металл от своих магрибских коллег, страсть к золоту стала попросту непомерной. С вторжением марроканцев блистательный период истории Тимбукту завершился. После изгнания религиозной элиты число жителей стремительно уменьшилось, и в 1780 году Тимбукту был завоеван французами.


Старинные дома горожан.

 

О былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить впечатление по мало изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и фризы из песчаника или обожженной черепицы разделяют фасады по горизонтали. У более старых построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные полуциркульные мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые резные узоры, частью окрашенные красным и зеленым, украшают деревянные дверные рамы жилых домов, куда входишь через просторный вестибюль без окон. Над стенами, выкрашенными белой или небесно-голубой краской, мастера возводили крыши из коротких жердей: дерева в Сахаре, конечно, всегда не хватало. Глинобитные полы посыпаны мелким чистым песком.


Вернуться назад