Биробиджан - это столица Еврейской автономной области. Биробиджан - это также неофициальное название самой области. Можно сказать, что город Биробиджан ведет свое неофициальное летоисчисление с 1915 года, с того времени как согласно решения царского правительства о заселении территории вдоль Амурской железной дороги, появился на карте еще один маленький населенный пункт - полустанок Тихонькая, названный по имени существовавшей здесь раннее заимке - Сопка Тихонького. Ведь именно из этого поселения и родился город.
Но в середине двадцатых годов сюда пришли большие перемены. В Москве в это время принимались решения о земельном устройстве евреев. 14 июня 1924 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о создании при Совете Национальностей ЦИК СССР Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). На Комитет возлвгвлись обязанности по определению района землеустройства. Также КОМЗЕТ имел право ведения переговоров с иностранными организациями и учреждениями на предмет привлечения средств для осуществления поставленной задачи. В 1927 году был кончательно определен район будущей колонизации – Биробиджанский. В августе того же года туда выехала комиссия в составе ученых-аграриев и представителей КОМЗЕТа и ОЗЕТа (Общество содействия землеустройству трудящихся евреев), которая, в целом, положительно оценила перспективы района будущей колонизации; было принято решение "просить Президиум ЦИК СССР закрепить за КОМЗЕТом Бирско-Биджанский район и начать там работу по земельному устройству трудящихся евреев", что и было законодательно оформлено Постановлением СНК СССР от 28 марта 1928 года.
Старое фото. Видно сопку, на которой в будущем будет построена телевышка -
одна из отличительных особенностей Биробиджана сегодня
В 1928 г. на территории Биробиджана (территория заселения) насчитывалось до 34,0 тысяч человек. Из них 70 процентов русских, 6,8% – украинцев, 10% – корейцев, 1,6% – китайцев, 1 процент северных народностей. По данным демографической переписи 1926 г. на территории будущей автономии было 6988 хозяйств, из них 3659 крестьянских или 52 процента, у остальных 48 процентов хозяйств основной доход был от промыслов и других видов трудовой деятельности.
Старый Биробиджан
В 1928 году селение Тихонькая стало базой приема переселенцев и снабжения переселенческого района, в течение года в район переселения прибыло 856 человек. В самой Тихонькой проживало 623 человека, имелись почта, начальная школа и кооперативная лавка. Начали появляться первые артели, работающие на местном сырье: портняжная, сапожная, кирпичная, выпустившая в 1929 г. для строительства первые 100,0 тыс. штук кирпича.
Совнаркомом СССР 7 марта 1929 года был заключен договор с американским обществом еврейской колонизации в СССР "ИКОР" об оказании помощи расселяющимся трудящимся евреям в СССР. Согласно пункту 17 договора "ИКОР" по всем без исключения операциям освобождается от всех общегосударственных и местных налогов, сборов, в том числе от гербового, нотариального и рентного обложения.
В 1928 году американцы организовали технический комитет, состоящий из ряда видных инженеров, техников и агрономов. Задача комитета состояла в консультировании при закупке машин и инструментов для Биро-Биджана.
В 1929 году "ИКОРом" в Биробиджан была отправлена экспертная комиссия из американских ученых. После проведенной работы комиссия пришла к выводу, что Биробиджан представляет собой район с большими возможностями для колонизации.
20 августа 1930 ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района». Постановлением ВЦИКа от 7 мая 1934 г. Еврейский национальный район, основанный в 1930 году, получил статус Еврейской автономной области. В начале тридцатых годов около 1,4 тысяч еврейских иммигрантов прибыло в Биробиджан из США, Южной Америки, Европы, Эрец-Исраэль и других стран и регионов.
К 1931 году в селении Тихонькая начали работать кустарные артели промкооперации: кузнечная, бондарная, лесохимическая, деревообрабатывающая, гончарная, "Красный чулочник" (портняжное и чулочное производство), "Биробиджан" (венские стулья), чемоданная, обозная "Колесо революции", которыми было выпущено продукции на 5,0 млн. рублей. В 1931 г. чемоданная артель изготовила 5,0 тыс. чемоданов, обозная "Колесо революции" – 400 телег на железном ходу. Началось строительство деревообделочной фабрики "Деталь".
10 октября 1931 года Постановлением Президиума ВЦИК селение Тихонькая было отнесено к категории рабочих поселков, ему присвоено название Биробиджан.
На 1 января 1932 года население поселка Биробиджан составляло: мужчин – 1216, женщин – 1324. В поселке работали: электростанция, кирпичный завод, различные частные артели, появились первые государственные предприятия: швейная и деревообделочная фабрика "Деталь", был образован еврейский педагогический техникум. Были в поселке и две школы: начальная и цкола-семилетка. Тажк имелась амбулатория, больница на 5 коек, аптека, детские ясли, библиотека, два клуба, почта, телеграф, три торговых предприятия.
В 1933 г. в пос. Биробиджан строились Дом Советов, электростанция, мебельная фабрика, машинно-тракторная станция, банно-прачечный комбинат, Дом связи. Были открыты детский дом, еврейская школа-десятилетка, советско-партийная школа, три детские площадки, вечерний медицинский рабочий факультет Хабаровского медицинского института. В Биробиджане работала библиотека, в которой насчитывалось около 20,0 тыс. книг, началась телефонизация поселка.
С 1934 г. в рабочем поселке начали издаваться областные газеты "Биробиджанер Штерн" на еврейском и "Биробиджанская звезда" на русском языках, литературно-художественный и общественно-политический журнал "Форпост", был организован Государственный Еврейский театр имени Л. М. Кагановича.
В поселке действовали 12 крупных промышленных предприятий: фабрики "Деталь", мебельная, швейная, механические мастерские, два кирпичных завода, электростанция, типография и другие. Комбинат стандартного домостроения и кирпичные заводы изготавливали продукцию на местном сырье, которая использовалась на строительстве рабочего поселка. В эти годы рабочий поселок Биробиджан являлся распределительным железнодорожным центром, куда поступали грузы для всей области.
К концу 1935 года в поселке Биробиджан проживало 12,0 тыс. человек. В городе работали 43 промышленных предприятия, функционировали 3 техникума, 2 средние и 3 начальные школы 1-й ступени, 5 яслей, 11 детских садов, больница на 80 коек, женская и детская консультации, две амбулатории, здравпункт, библиотека, насчитывавшая 30,0 тыс. книг, театр на 493 места, 5 киноустановок, почта, телеграф, радиостанция.
В 1936 г. в поселке началось строительство хлебозавода, обувной фабрики,ремонтно-механического завода, моста через реку Бира, областной библиотеки, школы-десятилетки, общежития еврейского педагогического техникума, детского сада, был организован парк культуры и отдыха.
2 марта 1937 года Постановлением Президиума ВЦИК поселок Биробиджан был преобразован в город Биробиджан, который становится крупным промышленным и культурным центром Еврейской автономной области: уделяется внимание благоустройству города. Проводятся работы по мощению, делению, прокладке и озеленению новых улиц, осуществляется проектировка водопровода и канализации. В городе появились жилые деревянные дома, большей частью двухэтажных, были построены несколько больших каменных зданий: областной больницы на 250 коек, кинотеатра (звукового кино), школы-десятилетки, областной типографии, сдан в эксплуатацию новый почтамт, реконструирован и переоборудован Биробиджанский радиоузел мощностью на 500 Вт, открылась детская музыкальная школа.
С началом еврейской колонизации, особенно в середине 1930-х годах, многое было сделано, чтобы придать Биробиджану еврейский облик. Были основаны еврейские колхозы и еврейские сельсоветы. Евреи занимали руководящие посты в области. В 1930 году И. Левин, работник партийного аппарата Белоруссии и секретариата ОЗЕТа, был назначен первым секретарем Биробиджанского райкома партии. После учреждения Еврейской автономной области в 1934 году еврей М. Хавкин стал первым секретарем обкома партии, а И. Либерберг, директор Института еврейской пролетарской культуры при Украинской АН, — председателем облисполкома. Несколько решений было принято об употреблении идиш как официального языка области, наравне с русским. Были основаны школы, в которых языком преподавания был идиш, и сделаны попытки преподавать идиш в нееврейских школах. Вывески на улицах, надписи на железнодорожных станциях, даже почтовый штемпель были на русском языке и на идиш. Начали издаваться газеты и журналы на идиш. В 1934 году был основан Еврейский государственный театр. В городе Биробиджан была открыта областная библиотека имени Шалом Алейхема с большим числом изданий на идиш и книг по еврейской тематике.
Репрессии 1936–38 годов нанесли тяжелый удар Еврейской автономной области. Руководящие деятели области были обвинены в национализме и троцкизме и расстреляны. Более всего пострадали иммигранты из других стран. ( Напомним, в начале 30-х годов сюда прибыло около 1400 человек из зарубежных стран)
Публикации 1990-х годов предали гласности некоторые сведения о размахе сталинских репрессий в Еврейской автономной области. Из 311 делегатов первого областного съезда Советов (1934 г.) 116 были расстреляны по приговору «троек» и 175 отправлены в лагеря. Из двенадцати членов президиума 2-го областного съезда (1936 г.) расстреляны одиннадцать.
Столь значительный размах репрессий был вызван некоторыми местными особенностями: Сталин рассматривал иностранных евреев, поселившихся в Биробиджане, как шпионов. С большим подозрением он относился к японским планам создания в Маньчжурии еврейской автономии.
В 1937 году в Еврейской автономной области проживало 76.5 тыс. человек, из них евреев около 18 тысяч. По переписи 1939 года в области проживало 108.4 тыс. человек, из них евреев 17 695. В конце 1930-х годов приток еврейских поселенцев почти полностью прекратился. Накануне Второй мировой войны число евреев в Биробиджане не превышало 20 тыс. человек.
В годы войны, когда в Европе евреи подверглись массовому истреблению, а в СССР усилился антисемитизм, интерес к Биробиджану среди советских евреев значительно возрос. В 1946–48 годах обострение еврейского национального самосознания, трудности, с которыми столкнулись евреи, вернувшиеся из армии и эвакуации на места своего прежнего проживания, а также провал плана поселения евреев в Крыму привели к увеличению числа поселенцев в Биробиджане. Статьи в «Эйникайт», органе Еврейского антифашистского комитета, пропагандировали идею массового переселения евреев в Биробиджан.
Недолго продолжавшееся переселение в Биробиджан после войны увеличило местное еврейское население к концу 1948 г. до 30 тыс. человек (наибольшая цифра за всю историю существования области).
На 1 января 2005 года население ЕАО( Еврейской автономной области) - 188,7 тыс. чел. Это один из самых малонаселенных районов РФ. Евреи по переписи 2002 года - 2327 человек.
Первая поездка в Биробиджан
Торговый Центр
Благовещенский Кафедральный Собор
Здание общины «Фрейд». Слово не имеет ничего общего с известным психоаналитиком, а просто переводится как «Радость».
Ж/Д Вокзал
Цветопоющий фонтан
Площадь перед Ж/Д вокзалом
Дом Культуры
Здание Филармонии
Памятник Шолом-Алейхему. Знаменитый писатель, настоящее имя которого Соломон Рабинович, никогда не был в Биробиджане. И даже никогда о нем не слышал – он умер раньше решения об основании Еврейской области. Но это не важно. Главное, чтобы человек был хороший.
Т.е. кто смотрел голливудский фильм-мьюзикл «Скрипач на крыше», поставленный по произведению Шолом-Алейхма, оценят и памятник скрипачу, который стоит на Театральной площади – ныне главной городской площади. Здесь перед уже упоминавшимся зданием филармонии бьют фонтаны, звучит музыка (фонтаны-то не простые, а свето-музыкальные), гуляют отдыхающие.
Расположенная недалеко площадь Ленина резко контрастирует с Театральной своей пустотой. С краю бетонного поля, обрамленного зданиями администраций, стоит Ленин в расстегнутом плаще (жарко, все же, почти 30 градусов). Однако Ильич словно не замечает одиночества. Гордо вскинув голову, он смотрит на зеленые заросли на противоположной стороне площади. Там скрывается быстротекущая река Бира.
Если выйти к реке, то можно увидеть самую высокую точку городу. Когда-то это был вулкан, сейчас – фундамент для телевизионной вышки.
Вернувшись с улицы 60-летия Октября, где расположены описанные выше площади, на ул. Шолома-Алейхема, попадаешь на площадь Дружбы. Это подарок администрации китайского города Хэган к 70-летию области, которое отмечалось в 2004 г. Помимо рук дружбы, держащих земной шар, которые с определенного ракурса напоминают перчатки голкипера, намертво взявшие сложный мяч, здесь есть ряд скульптур животных, видимо также символизирующих дружбу и взаимопонимание народов.
От китайцев это, понятно дело, панды
Кроме того, китайцы подарили области памятник первым переселенцам. Его поставили на площади перед ж.д. вокзалом. В памятнике, при желании, можно усмотреть тонкий намек. Приехали на своих телегах с мешками и самоварами 70 лет назад? Молодцы. А теперь давайте, граждане, обратно. Мешок, телега, Россия (та, которая к западу от Урала ;)).
Кстати, китайское влияние в городе заметно не так уж и сильно. Ну разве что китайский ресторан
Фото с сайта http://venividi.ru/node/5486
*************************************************************************************
Синагога и центр еврейской религиозной общины Фрейд
Вот такие белые грибочки водятся в окрестностях Биробиджана
Набережная зимой
Набережная реки Биры и скульптура Журавли в Биробиджане
Река Бира
Скульптура Художник на набережной
Областная библиотека
Вернуться назад
|