ОКО ПЛАНЕТЫ > Выживание > Экстремальная связь - на что рассчитывать в зоне ЧС?

Экстремальная связь - на что рассчитывать в зоне ЧС?


29-08-2012, 08:26. Разместил: VP

Сотовые сети, конечно, строятся с учетом возможных аномальных ситуаций, плохой погоды и прочих техногенных катастроф, которые временно выведут из строя часть тот или иной сегмент сети. Операторы связи готовятся к такой ситуации заранее, но их технические специалисты, все-таки не военные связисты на поле боя с минимальным временем реакции. Поэтому, абонентам стоит заранее знать к чему готовится, если они вдруг оказались на территории чрезвычайной ситуации.

 

Правило первое - если в вашем доме выключилось электричество и вы, особенно, находитесь в сельской местности в сложных погодных условиях - можете быть уверены в том, что ближайшая к вам БСка не протянет больше 4-6 часов. Уж дайте себе труд хотя бы обозначить родным или в службы экстренного реагирования о своем местоположении. Иначе искать вас потом будет достаточно сложно. Идеальный вариант - задействовать GPS-приемник, который есть в большинстве современных смартфонов, и передать координаты своего местоположения по SMS: наложить их на карту не так уж и сложно. Отметим, что как только выйдет запас аварийных аккумуляторов на БС, она просто "потухнет", а варианта установки связи "абонент-абонент" в сотовой связи не предусмотрено, все идет только через сеть оператора связи с участием сетевой инфраструктуры. Если у нее проблемы - значит никакой связи для абонентов не планируется.

 

Второе правило - поймите кто же вас будет спасать. Желательно, пока есть связь, получить прямые телефоны полиции и МЧС в вашем районе. Забудьте о том, что у нас есть «единая система 112» - нет ее. Есть только «ошметки» в зависимости от региона. Так что если уже есть штаб ликвидации последствий ЧС – то координаты этих суровых парней вам пригодятся. Если нет – найдите телефон дежурного по МЧС вашего региона: он точно будет в курсе ситуации. Если обозначаются волонтеры - значит установить контакт и с ними. Не надейтесь на "информационные рассылки" от операторов связи - без систем cell broadcast с активной функцией mass alert они, обычно, носят характер "ни о чем" и приходят с громадным опозданием от реальности. Так что искать контакты и "прозванивать" их для получения новостей задача самих потенциальных пострадавших.

 

В-третьих, оплата. Найдите себе все-таки несколько SIM-карт от разных операторов связи. Хотя бы от двух. Пока там операторы договорятся об аварийном роуминге и включат свои сеть в режим "обслуживать любую SIM-карту": пройдет время, нужное для звонков родным и близким. «Чужих» абонентов внутри страны в свои сети опсосы могут и не пустить, а их БСки будут «тухнуть» неравномерно, поэтому стоит подстраховаться. Главное, поддерживайте там положительный баланс и помните, что после 180 дней не активности эти SIM-ки будут бесполезны, а записанные там номера просто пустят в продажу заново. Используйте в качестве резервного источника пополнения средств самые обычные карты предоплаты. Ведь даже аварийный роуминг не говорит о том, что звонки будут бесплатными. В зоне ЧС не будут работать никакие терминалы пополнения, а оплачивать мобильник с помощью банковских карт будет банально негде. Так что карты оплаты, пусть и купленные с наценкой, - самая действенная схема "Забросить" денег себе на счет.

 

Четвертое правило в ЧС - используйте простые, действительно простые аппараты с максимальным временем "выживания". Навороченные смартфоны протянут не больше суток, особенно с включенным режимом передачи данных. Все люксовые трубки не выдержат пыли, грязи, влаги. Идеальный вариант забросить в бардачок машины 2-3 самые простые трубки "за тысячу рублей" от Nokia или Samsung, в которых заранее вбить все основные номера, которые могут понадобится. Переставили свою симку в другой аппарат (или поставили туда резервную) и вы готовы к бою. Если сможете заранее заказать себе внешнюю батерею с набором адаптеров для зарядки гаджетов - это будет очень правильно и дальновидно. Вообще, для полного спокойствия я бы заказал на ebay еще и солнечную батарею для зарядки мобильников - вот тогда полная автономка не грозит вам потерей управления и связи.

 

Пятое - не торопитесь ждать восстановления. Операторы сотовой связи регулярно сталкиваются с ЧС по всей стране и знают что надо делать для восстановления своей инфраструктуры. Другое дело, что при действительно массовых авариях делать они это будут не так быстро, как хочется.  Например, если проблемы с электропитанием, то у оператора связи есть переносные дизельгенераторы, которые могут запитать БСки, но их у опсосов не так уж и много, еще меньше "всепроходимого" транспорта, который может это оборудование доставить на каждую БС. Даже одновременное "выбивание" пары десятков БСок в регионе оператор еще потянет, но если это число станет значительно большим (раза так в два), то начнется аврал и исключительно постепенное восстановление. Наибольшие шансы есть у узловых БС, которые по радиорелейкам перекидывают сигнал до базовой сети оператора. Дальше - БСки которые находятся в жилых кварталах, рядом со стратегическими объектами, объектами инфраструктуры и т.д. У каждой есть приоритетная очередь обслуживания и включения, что влияет на срок подзарядки именно их аккумуляторов. Линии электропитания, к слову, для большинства БС редко резервируют - слишком это уж дорого. Так что нормальный срок реакции на устранение проблемы - это дни, часы, а не минуты.

 

В-шестых забудьте о новациях. Все, наверное, слышали о мобильных базовых станциях опсосов, которые размещаются на Камазах или в прицепных контейнерах. Так вот их у компаний таких «сот на колесах» мало. Камазов и вовсе по штуке на всю страну, а транспортируемых БСок, которые можно прицепить к внедорожнику или грузовику, один-два десятка. Чудо будет, если одна из них окажется недалеко от вашей проблемной точки, да еще в развернутом и боеготовом состоянии. Никто не будет цеплять такой контейнер на внешнюю подвеску к транспортному вертолету, чтобы доставить ее, вместе с топливом, в эпицентр ЧС. Там и канал спутниковый надо делать отдельно и охранять этот склад дорогого оборудования круглосуточно. Не-не. Скорее уж это ценное оборудование поставят рядом со штабом ликвидации ЧС, который, может быть, находится аж в нескольких десятках километров от вас. Так что или использовать рации или спутниковые телефоны или пробираться к цивилизации самостоятельно.

 

Ну и седьмое правило - используйте только основные услуги операторов связи: голос и SMS. Сети, которые были повреждены в результате ЧС испытывают повышенную нагрузку в результате большого количества трафика, поэтому передача данных, скорее всего, будет осуществляться по остаточному принципу. Для увеличения пропускной способности понизят качество голоса, чтобы "запихнуть" в имеющуюся емкость побольше голосового трафика. Кроме того, приоритетными вызовами, которые будут обслуживать в первую очередь, становятся телефоны сотрудников специальных и чрезвычайных служб (включая пожарные команды, органы поддержания правопорядка, скорую медицинскую помощь, транспортную полицию, морскую и береговую охрану) - они смогут "сбрасывать" вызовы обычных пользователей. Так что без иллюзий - дозвонится будет сложно, проще использовать SMS.

Если почитать промо-материалы практически любого российского опсоса, то там можно встретить тезисы о том, что у него вроде бы есть ситуационный центр для управления "мобильными группами ликвидации последствий ЧС" или специальная программа работы связанная с теми же чрезвычайными ситуациями и т.д. Все это есть - не только у наших компаний, но и у зарубежных. Однако, тезисы о том, что "необходимо встроенное резервирование элементов системы, обеспечивающее поддержание связи при катастрофах едва ли не любого масштаба" остаются не более чем декларацией - все подобные расходы финансируются весьма неохотно из серии "авось пронесет". Да, технические службы операторов "Большой тройки" тренируются для исправления проблемных ситуаций, для ликвидации последствий ЧС. Но это гражданские организации, где все нормативы заточены на обычную, "мирную" ситуацию. Ликвидация последствий ЧС для своей инфраструктуры у операторов связи может затянуться надолго, поэтому абонентам надо позаботиться об альтернативных источниках связи самим.


Вернуться назад