- Александр Сергеевич, прежде чем перейти к текущему состоянию дел, расскажите, пожалуйста, об индексе народосбережения – в чем его необходимость, из чего он складывается?
Мы можем добиваться самых разных успехов в экономике, социальной сфере, инфраструктуре и технологиях, но если исчезает население, если все эти успехи не конвертируются в увеличение численности населения, качество жизни и качество человеческого потенциала. Тогда эти успехи лишены смысла.
В практическом плане важную роль играют три фактора. Первый – это рост рождаемости и продолжительности жизни. Второй – увеличение качества человеческого потенциала. И третий фактор – рост качества жизни.
Президент России Владимир Путин в Посланиях Федеральному Собранию 2020 - 2021 годов определил высший национальный приоритет России - сбережение и приумножение народа. Президент отметил, что «каждый наш шаг, новый закон, новую программу – нужно оценивать, исходя из этого высшего национального приоритета».
Индекс народосбережения – это технологичный, практичный инструмент такой оценки, когда мы с позиции высшего национального приоритета оцениваем самые разные проекты и программы. Год назад на первом заседании Координационного совета ОП РФ по национальным проектам и народосбережению мы этот индекс рассмотрели и одобрили.
Справка
Структура индекса народосбережения - в состав индекса входят 3 направления:
– численность населения;
– человеческий потенциал (капитал);
– качество жизни.
Каждое направление состоит из групп, включающих набор статистических и социологических показателей:
Численность населения: | Человеческий потенциал (капитал): | Качество жизни: |
– демография, – миграция. |
– образованность граждан и уровень профессиональной |
– безопасность жизни, |
Показатели индекса народосбережения - в состав Индекса входят 53 статистических показателя и 81 социологический вопрос.
За минувший год мы последовательно рассмотрели все национальные проекты: «Экология», «Образование», «Наука», «Здравоохранение», «Повышение производительности труда», «Развитие малого бизнеса», «Развитие инфраструктуры»… И каждый национальный проект мы начинали рассматривать с первого вопроса: «Что есть этот национальный проект в практической реализации высшего национального приоритета?» Отвечали предметно на вопросы: «Какие должны быть с точки зрения этого приоритета показатели национального проекта? На что проект должен быть нацелен, какие мероприятия соответствуют этим показателям?»
- В докладе Общественной палаты РФ Президенту говорится, что в реализуемых сейчас национальных проектах отсутствует единый сквозной механизм учета сбережения и приумножения народа России.
- Рассмотрев все национальные проекты и разобравшись в каждом из них, мы пришли к выводу, что индекс народосбережения практичен, технологичен и может выступать инструментом реализации высшей задачи поставленной Президентом России.
То есть в каждом национальном проекте обязательно должен быть раздел, связанный с народосбережением с точки зрения целевых показателей и с точки зрения мероприятий, которые обеспечивают их достижение, а также ресурсов, необходимых для реализации основных мероприятий. И мы по каждому национальному проекту это сформулировали. Кроме того индекс все сводит, интегрирует и позволяет дать как оценку результативности реализации того или иного национального проекта, так и оценку результативности реализации системы национальных проектов в совокупности. Таким образом, этот индекс выполняет очень важную роль в выстраивании правильной, адекватной управленческой иерархии – когда мы обеспечиваем реализацию высшего приоритета в конкретных национальных проектах и имеем системный механизм оценки реальной результативности этой работы.
- Индекс народосбережения получился многосоставным. Не делает ли эта его многопозиционность, включающая и статистические, и социологические данные, трудным его вычисление?
- Нет, ничего сложного в практическом плане, в этом нет. Мы сформировали задел в рамках Министерства развития Дальнего Востока, когда еще в состав ДФО входили девять регионов. Мы предварительно апробировали индекс народосбережения в региональном разрезе - на примере этих девяти регионов и убедились, что все измеримо, все считаемо, все можно сделать как в 9 регионах, так и в 85.
- А как Вы оцениваете риски манипуляции данными, на базе которых выстраивается индекс народосбережения? Есть ли критерии оценки достоверности, особенно социологических показателей?
- Сейчас, благодаря современным информационным и цифровым технологиям, стало еще проще проводить опросы. И уровень их достоверности весьма высокий.
– То есть риск манипуляций отсутствует?
– У нас есть целый ряд служб и в системе государственного управления, и вне ее, которые могут обеспечить достоверность и верифицируемость результатов.
- Вы упомянули, что апробация уже была на регионах - тогда еще девяти. А теперь Забайкальский край и Камчатка стали участниками пилотного проекта по внедрению индекса народосбережения. Что это за проект, что значит внедрение индекса на уровне регионов?
- Это означает, что точно так же вся работа региональной администрации на практике «прошита» этим сквозным приоритетом и каскадируется на муниципальный уровень.
- Уже есть информация, как проходит процесс?
- Здесь вот какая последовательность работы. Мы направили предложения по индексу народосбережения Правительству Российской Федерации, вышло поручение вице-премьера Татьяны Алексеевной Голиковой 15 министерствам и ведомствам рассмотреть этот индекс. И так как он объемный, комплексный, мы с ними ведем работу по согласованию отдельных моментов. С большей частью министерств мы уже пришли к согласованной позиции, еще осталась часть, с которыми мы находимся в рабочем диалоге. Наша задача выйти на рабочую версию этого индекса, которая будет консенсусной.
После того, как эта рабочая версия будет сформирована, нужно перейти в следующую фазу - глубокой пилотной апробации в регионах. Да, Камчатка и Забайкалье выразили готовность, выступить пилотными площадками по практическому внедрению уже «на земле». Я думаю, что хорошим катализирующим фактором станет поручение Президента Российской Федерации. В нашем докладе главе государству мы отметили, что в практике реализации национальных проектов сейчас отсутствует единый сквозной механизм практического учета высшего национального приоритета сбережения и приумножения народа России и предложили индекс народосбережения в качестве такого механизма. Президент с нами согласился, решение президента конкретное и лаконичное: «Согласен».
- Есть ли уже некий предварительный рейтинг регионов по индексу народосбережения?
- Нет, пока нет. Сначала мы формируем согласованную рабочую версию методики с органами исполнительной власти, затем проводим глубокую апробацию этой методики на двух регионах, по итогам апробации выходим на окончательную версию и только после этого уже можем применять ее в масштабах страны и рейтинговать регионы.
- Но вот у нас есть индекс качества жизни, его мало?
-Индекс народосбередения - это не только качество жизни, но и количество жизней, а также качество человеческого потенциала. У нас проводится множество разных измерений качестве жизни, но у нас же, еще раз повторю, есть высший национальный приоритет! И мы видим, какая ситуация в отдельных странах несбалансированная: может быть высокое качество жизни, а население убывает. Демографический кризис в сочетании с высоким качеством жизни - как в Японии, например.
Нам же не нужно такую ситуацию повторять. Нам нужно, чтобы и качество жизни было, и количество жизней росло. Чтобы вся совокупность государственных усилий была направлена на сбережение и приумножение народа.
Для России это критически важно – как стране с огромными неосвоенными территориями, как стране, которая обладает 40% мировых ресурсов и которая имеет меньше 2% мирового населения. Ведь неслучайно в недавно утвержденной Президентом стратегии национальной безопасности вопрос сбережения и приумножения народа России определен первым вопросом национальной безопасности страны.
- Да, я как раз собирался спросить - почему именно сейчас народосбережение стало высшим приоритетом? Потому что прозвенел «последний звонок»?
- У нас сложилась крайне тревожная ситуация. Президент в Послании 2021 года сказал о том, что у нас «чрезвычайная ситуация в сфере демографии». Просто ЧС! У нас огромная страна с таким количеством ресурсов, а между тем, дисбаланс нашего населения с мировым растет и становится угрожающим. Именно поэтому в стратегии национальной безопасности это вопрос номер один. Даже не развитие наших вооруженных сил, системы обороны - они поставлены на второе место…
- В докладе Общественной палаты РФ Президенту говорится об отсутствии механизма скоординированного и оперативного управления системой национальных проектов, обеспечивающих их согласованность между собой. Как должен выглядеть подобный механизм и почему так важно его наличие вообще?
- Вот мы сейчас про оборону говорили, так вот этот механизм - это Генштаб. Почему нужен Генштаб? Потому что нужен орган, который обеспечивает сшивку между собой всех родов войск и делает это с позиции стратегии, с позиции генеральных целей, ключевых приоритетов. Вот у нас сегодня в социальном и экономическом плане нет этого Генштаба, его функция не выполняется. Из-за этого на практике мы видим сильную разрозненность реализации национальных проектов. Особенно остро это наблюдается на уровне конкретных регионов, конкретных муниципалитетов.
- И кому этот орган должен подчиняться? Это же не очередное министерство будет?
- Конечно же, это должен быть орган в структуре Правительства. Вот что такое, еще раз, Генштаб? Это же не один из родов войск орган, это не заменяющий и не подменяющих их, но выполняющий важнейшее стратегическое управление и координацию всей совокупности родов войск между собой. Вот ровно такое же нужно и в социально-экономическом плане.
Это не министерство, это орган нового типа – надведомственный и межведомственный. Вот как устроен Генштаб? Он устроен так, что заместители руководителей соответствующих родов войск находятся в двойном подчинении: они одновременно подчиняются и начальнику генерального штаба, и своему руководителю, который отвечает за тот или иной род войск. Это и разумная модель корпоративного управления, похожая на матричную структуру управления – это нам и нужно.
- Предложение по созданию такого органа уже оформлено?
- Здесь тоже надо соблюдать определенную последовательность действий: мы констатируем проблему, готовы к обсуждению, готовы формулировать предложение. В рамках исполнения практического поручения Президента мы исходим из продолжения нашего конструктивно диалога с Правительством. Нужна адекватность решения имеющей место проблеме.
- Последний вопрос – по книге «Кристалл роста», которую вы написали в соавторстве с Артуром Ниязметовым и Максимом Окуловым, вы исследуете феномен роста отечественной экономики в период с 1929 по 1955 годы. Я правильно понимаю, что вы считаете, что рецепты того времени применимы и сейчас?
- Я всегда считал, что крайне важно разобраться в своей собственной истории, в том числе с точки зрения содержания государственного управления, государственного менеджмента, его лучших практик, конкретных решений, эффективных моделей и механизмов. И наша книга призвана дать ответ на этот вопрос. Как удалось добиться рекордного роста экономики в нашей истории и в мировой истории ХХ века, роста численности населения на 46 млн человек и продолжительности жизни на 26 лет? Как получилось, что каждые две недели создавался новый город? И мы постарались в этом разобраться и сделать мостик в сегодняшний и завтрашний день.
Здесь хочу напомнить мнение выдающегося мирового экономиста Йозефа Шумпетера - это автор теории экономического развития, учёный, который впервые сформулировал и ввел в оборот понятие инновационной экономики. Так вот, он очень точно отмечал, что если вы действительно хотите понять что-то в экономике и развивать ее, то у вас есть три источника понимания - это теория, это статистика, и это история. И история, по мнению Шумпетера, – самая важная из них, потому что именно она приводит нас к пониманию текущего положения дел и реальных факторов экономического развития. Без знания истории вопроса абсолютно невозможно профессиональное, предметное и эффективное проектирование будущего. Невозможно сегодняшнее качественное государственное администрирование экономического развития, пока мы не понимаем историю своей собственной экономики.
И отвечая на ваш вопрос - у нас десятая глава в книге посвящена ровно этому: какие ключевые решения, ключевые действия, ключевые факторы нужны сегодня, чтобы обеспечить выход нашей экономики из того тупика, в котором она находится уже второй десяток лет? Ведь по факту второй десяток лет нет роста экономики. Среднегодовой рост экономики у нас со второй половины 2008 года менее 1%. И восьмой год подряд реальные доходы населения падают. Это же тупик, из него нам надо выходить наконец-то. А без знания своей собственной истории и без знания истории роста и развития отечественной экономики – сделать это невозможно.