После Второй мировой закрепилось мнение, что эмблема черепа со скрещенными костями – атрибутика эсэсовских войск. И действительно, в их боевом гимне есть слова: «Мы всегда готовы к битве, если нас зовут в бой руны и мертвая голова», на касках и фуражках у них были соответствующие изображения, а одна из дивизий имела аналогичное название.
Но история этой эмблемы гораздо длиннее, и только у нацистов она стала символом устрашения, а раньше было совсем не так. Дело в том, что во многих древних культурах череп и кости символизировали способность к возрождению, силу духа и жизненную энергию, считались олицетворением воинской доблести, самопожертвования во имя Родины и веры в победу, а также защиту предков.
Вспомним, например, что славянский бог Ярила изображался с колосьями в правой руке и мертвой головой – в левой, что вовсе не случайно. Русский витязь Пересвет в знаменитой битве на поле Куликовом вышел на поединок с Челубеем без доспехов, в одежде, отмеченной мертвой головой (тогда ее называли адамовой).
И древний бог Тор, по преданию, имел кольцо из чистого серебра в виде венка из дубовых листьев, на котором были выбиты свастика, мёртвая голова и рунические надписи. Кроме того, когда ванны убили одного из персонажей Эдды, Мимира и послали богам его голову, то Один чарами сохранил ее и даже дал способность говорить, а затем советовался при необходимости. А на античных геммах часто встречается изображение бородатых голов, вырастающих вырастающих из земли и что-то вещающих склоненной фигуре.
А.С. Пушкин в «Барышне-крестьянке» упоминает: «Носил он чёрное кольцо с изображением мёртвой головы», Руслану «организует встречу и диалог с нею. Мертвая голова встречается в русских сказках, например, о Еруслане Лазаревиче. А в меланезийском сказании герой, заблудившись, попадает в избушку, где находит два трупа, берет их черепа, моет их, и после этого те подсказывают ему путь.
На похоронах прусского короля Фридриха Вильгельма I Рыцарский зал его дворца был задрапирован полотнищами с вышитыми серебряной нитью черепом (правда, без нижней челюсти) и скрещенными костями, а затем в память об усопшем были сформированы два полка лейб-гусар, носивших эту же эмблему. Позднее она появилась и в атрибутике других воинских подразделений.
В годы Первой мировой войны Тотенкопф, т.е. Мертвая голова, была эмблемой элитных частей германской армии, ее же избрал для себя летчик-ас немецких люфтваффе Георг фон Хантельман. И шевроны Женского батальона смерти под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой были украшены «адамовой головой», так же, как погоны Ударного морского батальона смерти. У болгарского ордена «За храбрость» того времени была даже степень: «С черепом».
В Гражданскую войну она использовалась на знаках корниловского полка и знаменах генерала Краснова; в 1923 году появилась в атрибутике гитлеровских штурмовиков, а затем, в 1934-м, предстала на штандартах танковых войск и в том же году – на касках и фуражках СС, а также на мундирах бойцов народного ополчения, городской полиции работников береговой охраны Данцига.
Кроме того, Гиммлер учредил наградное кольцо для СС, украшенное, сообразно легендарному кольцу Одина, рунами, дубовыми листьями и мёртвой головой, которое, не будучи государственной наградой, тем не менее высоко ценилось. Их выдавали до 1944 года, и за это время было вручено около 14500 экземпляров.
Но и в других странах этот символ использовался. И если присутствие его в обмундировании отряда телохранителей Муссолини солидарности с идеологией немецкого фашизма, то этот аргумент совершенно не применим к английским подводникам, польским танкистам , финским кавалеристам, французским полицейским из службы безопасности, а также ряду американских формирований особого назначения и т.д. Не так ли?
Вернуться назад
|