ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Обрезание Господне. Справка
Обрезание Господне. Справка14-01-2011, 10:06. Разместил: VP |
Русская Православная Церковь 14 января отмечает праздник Обрезания Господня. Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Христос, по ветхозаветному закону, принял иудейский обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.
В иудейском понимании кровь священна, так как "кровь есть душа", а кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар.
Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться.
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.
По толкованию отцов Церкви, Господь принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.
В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен о Новолетии, которое началось с того времени, как император Петр I повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало года с 1 января (14 января по новому стилю).
До 1700 года Новолетие в России праздновалось 1 сентября по старому стилю (исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября).
Праздник Обрезания Господня, хотя относится и великим праздникам и имеет праздничный знак, но не принадлежит к двунадесятым праздникам и празднуется один день – без предпразднества и попразднества. По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.
Праздник Обрезания соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.
В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова "овес". Именно овес является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая "засевальную песню" (в каждом селе свою), из рукава или мешка "сеяли" зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, "роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу", "уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный".
Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь.
Иконы праздника обыкновенно пишутся вместе с образом святителя Василия Великого.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников Вернуться назад |