ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Храм надписей в Паленке

Храм надписей в Паленке


4-01-2011, 00:08. Разместил: VP

Храм надписей в ПаленкеВо времена, когда могущественная Римская Империя в лице легионов под предводительством Юлия Цезаря шли покорять Англию и Галлию, на противоположной стороне земного шара, в Новом Свете, как тогда называлась Америка, появилась величайшая цивилизация - древние майя. Майя просуществовали около тысячи лет, оставив после себя величайшие культурные ценности: образцы живописи, архитектуры, скульптуры. Но великий народ майя не смогли противостоять завоевателям с севера - воинственным тольтекам. Кравивейшие города из белого камня были разрушены и разграблены. Долгие века руины городов зарастали сельвой и многое безвозвратно утеряно. Лишь 130 лет назад эта территория начала исследоваться.

 

Сначала первопроходцы, а затем и ученые: археологи, историки, исскуствоведы и этнографы один за другим находили руины древних городов.

 

Джон Ллойд Стефенс, первооткрыватель городов майя, писал: "Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели".

 

Паленке, древний город майя, как раз один из подобных разбитых кораблей. Расположен он в штате Чьяпас в мексике - в северной его части. Чьяпасские горы образуют здесь плато довольно большой площади, на котором и был построен Паленке, или, как его еще называют, "змеиный город" майя.

В Паленке были построены величайшие храмы - произведения исскуства, поражающие своей красотой, изяществом и правильностью форм. Особенное место среди этих памятников архитектуры майя занимает Храм надписей.

 

Назван так храм был Стефенсоном и Казервудом изза обилия иероглифических надписей. Они буквально везде - на стенах, колоннах, лестницах. Стены храма были украшены необычайной выразительности барельефами.

 

Геометрически храм представляет из себя пирамиду, состоящую из девяти ступеней. Высота ее - 28 метров. Большая часть пирамиды высечена в скале. Наверх ведет многоступенчатая лестница, прорезанная через все ярусы пирамиды и насчитывающая более семидесяти ступеней. На верхней платформе располагается храм-святилище, с крышей вогнутой формы, напоминающей китайские постройки. Колонны и стены храма украшают жуткие барельефы - на них изображены женщины, держащие на руках уродливых детей, лица которых покрыты масками бога дождя. Из детских ножек выползают змеи. Змеи в мифологии майя соотносятся с дождем - небесной водой.

 

Три большие серые плиты, замурованные в стену главного помещения святилища, вырезаны иероглифами. Число их 620 - это самая длинная надпись майя, когда либо обнаруженная. Крутая каменная лестница уводит вглубь пирамиды. Здесь ученые обнаружили сенсационную находку - пышные захоронения правителей и их близких. Дело в том, что долгое время считалось, что пирамида выполняет лишь роль подножия святилища, однако находка показала, что и сама пирамида также использовалась.

 

Также была обнаружена скрытая лестница прямо под основанием святилища. Вела она в царскую гробницу, совершенно нетронутую. Покоились в этой гробнице скелеты пяти юношей и девушки, как позже было выяснено, погибших насильственной смертью. Вероятно их принесли в жертву. Лобная часть черепа, которая была искусственно деформирована, говорила об их знатном происхождении.

 

Эта погребальная камера, размером 9 на 4 метра, заросла вековыми сталлактитами и сталагмитами. На стенах виднеется девять человеческих фигур, одетых в пышные одежды. Кисти рук всех изображенных, грудь, шеи, щиколодки - украшены драгоценностями. В руках каждой из фигур - скипетр с рукояткой, выполненной в виде головы змеи. Предположительно это 9 владык мира из мифологии майя.

 

Каменные опоры саркофага, также выполненные в виде мифических существ, богато украшенных, словно вырастают из каменного пола. Плита, закрывающая саркофаг, сплошь покрыта тонкой резьбой, сравнимой по качеству с работами европейских мастеров эпохи возрождения. Это поистине величайшее произведение искусства.

<!-- .gallery-item { width: 25%; } -->

Вернуться назад