Во времена, когда могущественная Римская Империя в лице легионов под предводительством Юлия Цезаря шли покорять Англию и Галлию, на противоположной стороне земного шара, в Новом Свете, как тогда называлась Америка, появилась величайшая цивилизация - древние майя. Майя просуществовали около тысячи лет, оставив после себя величайшие культурные ценности: образцы живописи, архитектуры, скульптуры. Но великий народ майя не смогли противостоять завоевателям с севера - воинственным тольтекам. Кравивейшие города из белого камня были разрушены и разграблены. Долгие века руины городов зарастали сельвой и многое безвозвратно утеряно. Лишь 130 лет назад эта территория начала исследоваться.
Сначала первопроходцы, а затем и ученые: археологи, историки, исскуствоведы и этнографы один за другим находили руины древних городов.
Джон Ллойд Стефенс, первооткрыватель городов майя, писал: "Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели".
Паленке, древний город майя, как раз один из подобных разбитых кораблей. Расположен он в штате Чьяпас в мексике - в северной его части. Чьяпасские горы образуют здесь плато довольно большой площади, на котором и был построен Паленке, или, как его еще называют, "змеиный город" майя.
В Паленке были построены величайшие храмы - произведения исскуства, поражающие своей красотой, изяществом и правильностью форм. Особенное место среди этих памятников архитектуры майя занимает Храм надписей.
Назван так храм был Стефенсоном и Казервудом изза обилия иероглифических надписей. Они буквально везде - на стенах, колоннах, лестницах. Стены храма были украшены необычайной выразительности барельефами.
Геометрически храм представляет из себя пирамиду, состоящую из девяти ступеней. Высота ее - 28 метров. Большая часть пирамиды высечена в скале. Наверх ведет многоступенчатая лестница, прорезанная через все ярусы пирамиды и насчитывающая более семидесяти ступеней. На верхней платформе располагается храм-святилище, с крышей вогнутой формы, напоминающей китайские постройки. Колонны и стены храма украшают жуткие барельефы - на них изображены женщины, держащие на руках уродливых детей, лица которых покрыты масками бога дождя. Из детских ножек выползают змеи. Змеи в мифологии майя соотносятся с дождем - небесной водой.
Три большие серые плиты, замурованные в стену главного помещения святилища, вырезаны иероглифами. Число их 620 - это самая длинная надпись майя, когда либо обнаруженная. Крутая каменная лестница уводит вглубь пирамиды. Здесь ученые обнаружили сенсационную находку - пышные захоронения правителей и их близких. Дело в том, что долгое время считалось, что пирамида выполняет лишь роль подножия святилища, однако находка показала, что и сама пирамида также использовалась.
Также была обнаружена скрытая лестница прямо под основанием святилища. Вела она в царскую гробницу, совершенно нетронутую. Покоились в этой гробнице скелеты пяти юношей и девушки, как позже было выяснено, погибших насильственной смертью. Вероятно их принесли в жертву. Лобная часть черепа, которая была искусственно деформирована, говорила об их знатном происхождении.
Эта погребальная камера, размером 9 на 4 метра, заросла вековыми сталлактитами и сталагмитами. На стенах виднеется девять человеческих фигур, одетых в пышные одежды. Кисти рук всех изображенных, грудь, шеи, щиколодки - украшены драгоценностями. В руках каждой из фигур - скипетр с рукояткой, выполненной в виде головы змеи. Предположительно это 9 владык мира из мифологии майя.
Каменные опоры саркофага, также выполненные в виде мифических существ, богато украшенных, словно вырастают из каменного пола. Плита, закрывающая саркофаг, сплошь покрыта тонкой резьбой, сравнимой по качеству с работами европейских мастеров эпохи возрождения. Это поистине величайшее произведение искусства.
<!-- .gallery-item { width: 25%; } -->Справа - Дворец, слева - храм Надписей | Справа - храм Надписей, слева -Дворец |
Дворец, по-видимому, был построен в начале VII века и в дальнейшем несколько раз перестраивался. Сейчас Дворец предстает перед нами в сильно разрушенном виде, особенно сильно повреждена южная часть здания. Но даже в таком состоянии он просто потрясает.
Дворец представляет собой сооружение с прямоугольным основанием размером 104 м на 80 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, которые окаймляются галлереями.
Над дворцом возвышается пятиэтажная башня, восстановленная в 1953 году. По мнению ряда ученых в ней находилась астрономическая обсерватория. Интересно отметить, что лестница в башне начинается на втором этаже. По-видимому, для того, чтобы попасть с первого этажа на второй использовалась приставная лестница. Почему? Неизвестно.
Северо-западный угол дворца | Южная часть дворца |
Храм Графа | Северная группа |
К северу от центральной площади Паленке находятся храм Графа (Tempo del Conde) и так называемая Северная группа (Grupo Norte). Храм Графа получил свое название потому, что именно в этом храме жил в течение двух лет исследователь руин граф де Вальдек. (Кстати, многие в то время считали его сумасшедшим.)
К юго-востоку от Северной группы находится площадка для игры в мяч (Juego de Pelota). Надо заметить, что игре в мяч древние майя придавали особое значение. Правда, носила она не столько спортивный, сколько ритуальный характер.
Чтобы осмотреть еще одну достопримечательность древнего города - так называемую группу Креста (Grupo de la Cruz), спускаемся к небольшой речушке под названием Аройо Отолум (Arroyo Otolum) и переходим на другой берег.
В состав группы Креста входят храм Креста (Templo de la Cruz), храм Лиственного Креста (Templo del Cruz Follada), храм Солнца (Templo del Sol) и плохо сохранившийся храм 14.
Все эти храмы расположены на пирамидальных основаниях. Самым большим из них является храм Креста, который был восстановлен в 1990 году.
Свои названия храмы получили по главным мотивам рельефа на плитах внутри храмов. В храме Солнца изображено солнце, проткнутое двумя скрещивающимися копьями. В центре композиции храма Креста находится крест. В храме Лиственного Креста центром композиции является крест, из перекладин которого выступают листья (или языки пламени?).
По мнению ученых, храмы группы Креста являлись главными святилищами города майя.
храм Креста | храм Лиственного Креста |
Храм Солнца (слева) и храм 14 |
Наша экскурсия по древнему Паленке подходит к концу, мы возвращаемся в Паленке современный, чтобы наутро улететь Мериду (Merida) - главный город провинции Юкатан (Yucatan).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|