ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Правила Стива Джобса: Как манипулировать людьми и заставлять их делать то, что вам надо
Правила Стива Джобса: Как манипулировать людьми и заставлять их делать то, что вам надо3-11-2014, 12:45. Разместил: sasha1959 |
Один из основателей и председатель совета директоров корпорации Apple Стив Джобс начинал создавать компанию, которая в дальнейшем стала одной из самых успешных в истории, с того, что не следовал общепринятым правилам. На пути он натыкался на множество проблем, однако обладал уникальной способностью создавать свою собственную реальность, так называемое «поле искажения». С его помощью бизнесмену удавалось убедить людей в том, что его собственные убеждения на самом деле являются фактами и ведут компанию к процветанию. Под влияние Джобса попадали и самые известные топ-менеджеры и инвесторы, которые тоже начинали верить в то, что предложенные им идеи непременно принесут успех. Многие считают Джобса гением. Но ничто не мешает применить несколько его постулатов и в своей жизни. 03.11.2014, 11:28 фото: © AFP Все дело в уваженииРаботай усердно, и тебя зауважают. Уважение – первый шаг к тому, чтобы получить именно то, что хочется. В конце 1996 года Джобс вернулся в основанную им компанию Apple и был представлен коллективу как «советник председателя». Cразу же стало ощущаться движение: производство было сокращено, последовала череда кадровых замен и перестановок. Стало ясно, что Джобс попытается вернуть Apple себе, хотя сам он называл себя лишь «консультантом» и всячески открещивался от притязаний на власть, ссылаясь на занятость в компании Pixar, из которой он ещё не ушёл. Рабочий день Джобса длился 14 часов: с 7 утра до 9 вечера. Он сразу сумел провести преданных ему людей на ключевые позиции и настаивал на том, чтобы обе компании постоянно мотивировали сотрудников к производству самой лучшей продукции. Его быстро зауважали. Проявляй эмоции, подавай идеи и ты сможешь повлиять на людейПравильная подача идеи была одной из основ общения Стива Джобса с партнёрами и инвесторами. Сам процесс продажи – товаров или своих собственных знаний и навыков – это ключ к тому, чтобы заставить других покупать. Когда создавалось приложение iTunes, Джобс пытался продемонстрировать всем, на что оно способно. Тогда он беседовал со многими музыкантами. Одним из них был трубач Уинтон Марсалис. «Я постоянно говорил ему, что компьютеры меня не очень-то интересуют, – делится воспоминаниями Марсалис. – Но Стив просто одержим своим делом. Через какое-то время я смотрел уже не на компьютер, а на него – его увлеченность поразила меня». Так же Стив Джобс вдохновлял гуру маркетинга, чтобы убедиться, что каждое рекламное объявление Apple будет буквально пропитано эмоциями. В результате несколько невероятно успешных рекламных кампаний вывели детище Джобса на новый рубеж и Apple перестала быть просто компьютерной компанией. Обезоруживай людей с помощью соблазнов и лестиВне зависимости от того, работаете ли вы на них или они на вас, люди всегда нуждаются в поддержке и одобрении своих планов и идей. Поэтому они так хорошо реагируют на ваше расположение к ним. «Джобс мог соблазнять и очаровывать людей по собственному желанию. Такие, как Амелио и Скалли, позволяли себе верить, что, если Джобс их очаровывает, это означает, что он их ценит и уважает. Было впечатление, что он иногда неискренне льстил тем, кто в этом нуждался. Но Джобс мог льстить тем, кого ненавидел, с той же лёгкостью, что и оскорблять тех, кто ему нравился», – пишет Уолтер Исааксон в своей биографии Джобса. Все хорошие идеи присваивай себеНужно считать, что все хорошие идеи принадлежат вам. А если приходится менять свои взгляды, будьте искренне преданы новым идеям. Воспоминания о прошлом легко изменить. Конечно, Джобс не всегда был прав, но он умел убеждать людей в своей правоте. Как он это делал? Всегда твёрдо стоял на своём. А если чья-то ещё позиция оказывалась лучше, предприниматель никогда не признавал этого – он присваивал идею себе и убеждал всех в том, что на самом деле по-другому никогда и не думал. «Если он говорит вам, что что-то прекрасно или ужасно, это не обязательно означает, что он так будет думать и завтра. Поделитесь с ним своей идеей – и он наверняка скажет, что это глупость. Но спустя неделю придёт к вам и выдаст вашу же идею как свою», – говорил о Джобсе инженер Mac Бад Триббл. Принимай решения быстро и бесповоротно. Потом всё можно будет изменитьВ отличие от других компаний, Apple редко проводила опросы и исследования рынка, когда приходило время разрабатывать новый продукт. На принятие важных решений обычно не уходили месяцы затяжных переговоров. Джобсу быстро становилось скучно. Так, бизнесмен буквально за полчаса решил, что новые компьютеры iMac должны выпускаться в различных цветовых вариантах: всех цветов радуги. А позднее Джобс поспорил с инженером iMac Ионом Рубенштейном о том, как должен выглядеть дисковод: должен ли это быть выдвижной лоток или диск нужно засовывать в щель. Джобс настоял на своём и ошибся. Записывать музыку на CD можно было, только если дисковод был выдвижным. Но когда предприниматель наконец понял это, первая партия компьютеров уже была в производстве. Однако в iMac второго поколения этот недочёт был исправлен. Будь честным до грубостиКогда Джобс вернулся в Apple, корпорация выпускала много продуктов, но не имела единого направления. Тогда Джобс собрал всех топ-менеджеров в одной аудитории и поднялся на сцену. Он был одет очень просто: в кроссовки и шорты. «Что здесь не так?», – спросил бизнесмен. В ответ послышался неясный лепет и обрывки фраз. «Это наша продукция. Так что с ней не так?», – отрезал Джобс. И вновь сотрудники стали бурчать нечто нечленораздельное. «Продукция дерьмо! Она больше не возбуждает!», – крикнул Джобс. «Когда что-то действительно погано – я говорю это людям в лицо. Моя работа заключается в том, чтобы быть честным. Я знаю, о чём говорю, и обычно оказываюсь прав. Я создал подобную культуру общения. Мы до грубости честны друг с другом. Всякий может сказать мне, что я дерьмо. Но и я отвечу так же», – признался Джобс своему биографу. Не жди решения проблемы. Решай её сейчасВо время создания полнометражного анимационного фильма «История игрушек» два главных персонажа прошли через множество разных вариантов, пока не достигли своей финальной инкарнации – Базз Лайтер и ковбой Вуди. Представители Disney настаивали на том, чтобы герои были более «резкими». Это означало, что Вуди должен был стать более завистливым, грубым и задиристым по отношению к Баззу, а Базз должен был явиться незваным гостем в коробке для игрушек. После множества замечаний Вуди лишился почти всего своего очарования. Однако тут вмешался Джобс. Он не дал гиганту Disney изменить оригинальный сценарий. В результате ковбой вновь стал дружелюбным персонажем, а «История Игрушек» получила признание. «Если что-то идёт не так, нельзя игнорировать это и говорить, что исправишь потом. Именно так и поступают другие компании», – говорил Джобс. Есть два подхода к проблемным личностям: или подходи к ним во всеоружии, или…Джобс часто смотрел на мир, как на контраст: человек мог быть либо героем, либо профаном, продукт – либо прекрасным, либо ужасным. Бизнесмен хотел, чтобы Apple стала компанией «Игроков высшей лиги». Это означало, что тех, кто недотягивает, нужно было периодически отсеивать или вынуждать их улучшить свои способности. Однажды Джобс дал задание инженеру разработать компьютерную мышь, которая могла бы с лёгкостью двигаться во всех направлениях, а не только «вверх-вниз», «влево-вправо». Когда работник попробовал возразить, Джобс уволил его. … или просто не вмешивайся и игнорируй ихВ январе 1984 года Джобс купил исторический дом Jackling House в Вудсайде. Он был разработан знаменитым архитектором Джорджем Вашингтоном Смитом и построен в 1926 году. Там Джобс прожил почти десять лет и в начале девяностых, после того как его жена Лаура отказалась жить в огромном доме в Вудсайде, переехал с семьей в поместье в Пало-Альто. Старый дом Джобс долгое время пытался снести. Однако общественность выступила против. Люди хотели сохранить поместье из-за его исторической ценности. Джобс не стал возражать. Вместо этого он просто довёл дом до такого ужасного состояния, что сохранить его было уже невозможно. Куй железо, пока горячоФинансовое благополучие заставляет людей думать, что можно больше не работать. У Джобса на этот счёт было иное мнение. В 1995 году Pixar совместно со студией Disney выпускает свой первый фильм «История игрушек», который стал безумно популярен, совершив настоящую революцию в отрасли. О Pixar начал говорить весь мир. Тогда Джобс понял, что для того, чтобы построить полноценную студию, с Disney нужно будет подписать новую сделку. Но чтобы сесть с Disney за стол переговоров и чувствовать себя с кинематографическим гигантом на равных, Pixar были нужны наличные. И получению их могло бы поспособствовать удачное IPO. Джобса отговаривали все, но он не уступил. Он сделал ставку на успех фильма и в конечном итоге сорвал большой куш. Если у тебя в руках рычаг, потяни за негоВозвращение Джобса в Apple в конце 1996 года стало сенсацией. Тогда репортёр The Wall Street Journal отметил: «Возвращение Элвиса не произвело бы больший фурор». Джобс рассказывал всем, что работает за 1 доллар в год и делает это ради блага компании, а не для собственной пользы. Он вникал во все аспекты бизнеса: дизайн продукции, возможность сокрашения расходов, переговоры с поставщиками, обзор рекламных агентств. Он понял, что надо остановить утечку лучших кадров из Apple и решил пересмотреть цены их опционов на акции. Акции компании упали так низко, что опционы почти ничего не стоили. Джобс захотел снизить цену исполнения опциона, чтобы они опять приобрели ценность. В ту пору это было законной практикой. Джобс устроил заседание совета директоров по телефону, однако получил отказ. Когда совет предположил, что на изучение вопроса уйдет около двух месяцев, Джобс взорвался. «Ребята, если вы не хотите этого делать, я в понедельник не вернусь», – заявил он. На следующий день предложение было одобрено. Требуй совершенства и не соглашайся ни на что другоеДжобс ненавидел всех, кто соглашался на компромисс ради того, чтобы продукт был выпущен в срок и вписался в бюджет. Целью Apple он считал не обойти конкурентов и даже не заработать состояние, а сделать наилучший продукт, какой только возможно, и «даже ещё чуть-чуть лучше». «Стив создал единственный в индустрии высоких технологий бренд, определяющий стиль жизни, – заявил другой американский предприниматель Ларри Эллисон. – Существуют марки машин типа Porsche, Ferrari, Prius, которыми люди гордятся, потому что автомобиль многое говорит о своем владельце. И точно так же они относятся к продукции Apple». Вернуться назад |