ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Городские кочевники — новый социальный класс, который живет в параллельном мире
Городские кочевники — новый социальный класс, который живет в параллельном мире24-08-2013, 15:13. Разместил: virginiya100 |
19 августа
После популярного поста «Поколение ЯЯЯ: как нам с ними жить и работать?» вспомнилась нам еще одна статья, написанная еще в 2008 году о еще одном довольно интересном социальном явлении — «кочевниках». Учитывая, что мы всегда немного отстаем от Запада, эта тема сейчас как раз очень и очень актуальна. Возможно, кто-то узнает в описании стиля жизни этих людей себя?
Так кто же, все-таки, такие эти «кочевники» и как с ними работать или жить?
Быстрое развитие технологий делает человека свободным. Некоторым людям для того, чтобы учиться, совсем не обязательно ходить в университет — существует масса онлайновых курсов, работать тоже можно удаленно, а с близкими, друзьями и работодателями поддерживать постоянный контакт по тому же Skype или другими мессенджерами (но не забывайтесь). Офис — это место, где есть возможность подзарядить батарею ноутбука, планшета или смартфона и возможность подключиться к Сети. А дом — это там, где тебе уютно, весело, удобно и дешево.
Люди, которые придерживаются подобного образа жизни, ни к чему не привязаны. Они не смотрят «Первый канал» и не «ведутся» на стандартную рекламу. Они живут с своем мире с хорошо настроенными коммуникациями. Но только с теми, кто им интересен и близок по духу. Так кто же они и как с ними жить, дружить и работать? Статья на The Economist 2008 года сейчас очень актуальна уже и для наших просторов, так как подобный образ жизни действительно становится массовым.
В кафе «Кочевник» (Nomad Café) в Окленде, штат Калифорния, Тиа Катрина Канлас, студентка юридического факультета в соседнем университете в Беркли, ставит свой двойной американо рядом со своим мобильным телефоном и iPod, открывает свой ноутбук и подключается к Wi-Fi для того, чтобы подключиться к своим занятиям по правовой оценке сексуальной ориентации. Она здесь — постоянный клиент и не носит с собой наличку. В выписке к ее кредитной карте читается «Кочевник, кочевник, кочевник, кочевник…» И этим все сказано, думает она. Постоянно подключенная к сети, она постоянно общается с помощью текстов, фотографий, видео или голоса со своими друзьями и семьей и параллельно выполняет свою работу. Она просто бродит по городу и часто останавливается в местах, в которых обслуживаются такие же кочевники, как и она.
Кристофер Вотерс, владелец, открыл Nomad Café в 2003 году, когда горячие точки с Wi-Fi были по всему городу. Его идея заключалась в том, чтоб обеспечить что-то вроде баров для таких же «техно-бедуинов», как и он сам. Поскольку бедуины, будь то аравийская пустыня или американский пригород, по своей природе все равно являются племенными, социальными существами. И он понял, что для хорошего оазиса просто приличного Wi-Fi не достаточно. Они должны стать новыми — или очень старыми — местами для сборов. Сначала он думал назвать свое кафе Gypsy Spirit Mission, которое также отражает тему мобильности, но решил остановиться на более простом — Nomad.
Как понятие, видение и цель, современный кочевой образ жизни имел смешанное благословение преждевременного дебюта. В 1960-70 гг Герберт Маршалл Маклюэн, самый влиятельный террорист массмедиа и коммуникаций, описал кочевников, перемещающихся вокруг на большой скорости, использующих все средства по дороге и все такое, кроме полного отказа от своих домов. В 1980 году Жак Аттали, французский экономист, который был советником президента Франсуа Миттерана в то время, использовал термин «кочевники» для того, чтобы предсказать возраст, когда богатые и элита будут путешествовать по миру в поисках веселья и возможностей, и бедные, но точно также не привязанные к месту жительства рабочие будут мигрировать в поисках места жительства. В 1990 году Тсугио Макимото и Дэвид Маннерс совместно написали первую книгу с «цифровыми кочевниками» в названии, добавив смущающие возможности последних гаджетов к своему видéнию.
Но во всех этих описаниях нового номадизма, как явления, была упущена одна очень важная деталь. Мобильный образ жизни на данный момент формируется во всем мире и в нем нет ничего, что описывалось в этих старых книгах. Но нельзя обвинять в этом авторов, поскольку базовые технологии и подлинного и повседневного кочевого образа жизни тогда еще не существовали. Мобильные телефоны уже тогда существовали и достаточно широко использовались, но лишь для голосового общения, а подключиться к интернету тогда было дьявольски сложно даже с компьютеров. А ноутбуки или персональные цифровые помощники (PDA) для выхода в сеть требовали подключения через неудобные кабеля и скорость при этом была черепашьей. Проверка электронной почты и написание новых сообщений с мобильного телефона — не говоря уже о синхронизации с несколькими гаджетами или компьютерами для создания единого виртуального ящика для входящих — было чем-то невероятным, практически из области фантастики. Люди фотографировали на пленку. Wi-Fi еще не существовал. В общем, гаджеты были, а связи не было. Космонавты и раки-отшельникиБез этой отсутствующей части было принято несколько недоразумений, которые на данные момент требуют исправления. Первое — это то, что нужно было делать со всеми этими гаджетами. Так как эти машины, большие и малые, были портативным, люди думали, что они делают мобильными и их владельцев. Но это не так! Правильная метафора для того, кто тащит с собой портативный, но громоздкий гаджет — это космонавт, а не кочевник, считает Пол Саффо, знаток треднов будущего в Долине. Космонавты вынуждены носить с собой все, что необходимо, включая и кислород, потому что они не могут положиться на окружающую среду, которая не может обеспечить им соответствующие условия. Они определены и ограничены их инструментами и запасами.
На рубеже веков, некоторые космонавты, истинные воины дороги, стали умнее в подходе к своей экипировке, говорит мистер Саффо. Они закончили на промежуточном этапе, став раками-отшельниками. Это ракообразные, которые выживают, таская за собой домик из раковины, оставшейся после того, как другой моллюск ушел из нее, для защиты и укрытия. В метафорическом смысле, оболочка может быть «ручной сумкой на колесах», наполненной дисками, кабелями, свечами, батареями, документами (просто на случай, если диск вдруг будет неисправен). Эти раки-отшельники вселяют страх в сердца сидящих пассажиров авиалайнеров всякий раз, когда они поднимаются на борт, потому что их «раковины» неизменно впиваются в их невинные голени в течение всего пути. Они носят меньше, чем космонавты, и, следовательно, более мобильны, но они по-прежнему достаточно тяжелы, нагруженные всем этим оборудованием, которое используется в основном в качестве защиты от стихийным бедствий.
Городские кочевники появились всего несколько лет назад (не забываем, что статья датируется 2008 годом!). Как и их предшественники в пустыне, они руководствуются не тем, что несут с собой, а тем, что оставили позади, зная, что окружающая среда обеспечит им это снова. Таким образом, бедуины не носят с собой запасы воды, потому что они знают, где находятся оазисы. И все чаще они даже не приносят с собой ноутбуки. Многие инженеры из Google путешествуют со своими мобильными телефонами (BlackBerry, iPhone или другими смартфонами). И если вдруг у них возникает необходимость в доступе к большой клавиатуре, они просто находят компьютер в любой точке мира с доступом в Сеть и октрывают свои документы онлайн.
Другое ключевое недопонимание современного кочевого образа жизни в прошлых десятилетиях — это путание кочевого образа жизни с миграциями и путешествиями. Поскольку, затраты на телекоммуникации упали, стало очень интересно перечитывать «The death of distance», книгу Френсиса Кейрнкросса. И не смотря на то, что раньше мобильные телефоны были нацелены, в основном, на руководителей, предполагалось, что кочевой образ жизни будет тесно связан с корпоративными путешествиями в частности. И действительно, многие кочевники часто летают и именно поэтому такие авиакомпании, как JetBlue, American Airlines и Continental Airlines вводят на борту своих самолетов Wi-Fi. Но кочевой образ жизни — это не обязательно путешествия и наоборот. Люди всегда путешествовали и мигрировали, и для этого совсем не обязательно нужно быть кочевником. Современный номадизм значительно отличается от того, что было раньше, и включает в себя гораздо больше, чем просто путешествия. Современным кочевником с тем же успехом может быть и студент в Осло, Токио или пригородной Америки. Он или она могут никогда не покидать свой город, садиться в самолет или менять свой адрес. Ведь в действительности, как далеко он движется не имеет никакого значения. И даже если кочевник на самом деле заперт в довольно тесном пространстве, на самом деле у него совершенно другое отношение ко времени, к месту и к другим людям.
И именно поэтому новое поколение наблюдателей присоединяется к футурстам и гаджет-гикам в изучении последствий этой технологии. В частности, социологи пытаются выяснить как мобильные коммуникации изменяют взаимодействия между людьми.
Антропологи и психологи изучают как мобильное и виртуальное взаимодействие приправляет или бросает вызов физической и офлайновой химии, и делает ли это молодых людей более независимыми или наоборот — более зависимыми. Архитекторы, застройщики и градостроители изменяют свое видение зданий и городов для того, чтобы приспособить их к привычкам кочевников, которые там живут. Активисты пытаются перенести инструменты, которыми пользуются кочевники, в их деятельность для улучшения мира, даже если они беспокоятся о таких же инструментах в руках злоумышленников. Лингвисты записывают то, как общение кочевников влияет на язык и на способ мышления. Что кроется за технологиями?Этот специальный доклад, скорее, нацелен на то, что вскоре мы, скорее всего, будем исследовать не сами мобильные технологии или их бизнес-модели, а их последствия. Качество Wi-Fi-сетей и сотовой связи становится все лучше и лучше, «горячие точки» растут по всему миру, как грибы после дождя. И новое поколение беспроводных технологий уже готово занять свое место. А регуляторы поняли, что теперь радиоволны являются одним из самых важных активов общества. Технологии также не стоят на месте и мобильные гаджеты развиваются все быстрее и быстрее, с каждым новым поколением облегчая работу в сети и становясь все более функциональными и менее габаритными. И все это вместе составляет историческое слияние из двух технологий, которые уже доказали свое право на революционность. Мобильный телефон изменил мир, став повсеместным, как в богатых, так и в бедных странах. Свободный и повсеместный доступ к интернету, скорее, касается более богатых стран, но тем не менее, он уже изменил то, как люди слушают музыку, делают покупки, работают с банками, читают новости и общаются.
А жителей таких стран, как Южная Корея или Япония, все это уже давно не удивляет. Пять из десяти бестселлеров, написанных в Японии в 2007 году, были созданы на мобильных телефонах. И главная особенность городских кочевников в том, что они не зацикливаются на технологиях (хотя и следят за трендами и новинками в этой сфере) — миссис Канлас понятия не имеет по какому стандарту работает ее беспроводной роутер и какие протоколы безопасно открывают ее почту в Nomad пока она потягивает свой двойной американо. Вернуться назад |